Увы, Александр Грицай встаёт в этот ряд не только по силе своего таланта. С этим добрым светлым человеком и выдающимся художником жизнь неожиданно распорядилась слишком строго – меньше 40 лет. Но даже этим ничтожно малым временем Грицай сумел воспользоваться так, что до сих пор при упоминании его имени знатоки и ценители живописи с почтением склоняют голову в знак признания его мастерства.
Грицай родился в семье выдающегося русского пейзажиста Алексея Грицая (1914–1998). О династиях в живописи всегда говорят скептически. Живопись ведь не профессия, а призвание по наследству не передаётся. Возможно, это и так, но только не в случае с Александром Грицаем. В живопись он пришёл сознательно, по зову сердца, понимая, что изнутри его сжигает что-то такое, о чём он хочет рассказать окружающим. Это была безграничная любовь к родной земле и людям.
Грицай испытывал искреннюю боль за вымирающую русскую деревню. Нищета, заброшенность многих сёл Русского Севера обескураживали, поражали художника. Именно эти холодные, величественные по своей природе края стали для него источником вдохновения и переживания. Грицай глубоко проник в душу этих земель, где почти без межсезонья сменяют друг друга короткое лето и затяжная хмурая зима.
Краски и природа Русского Севера сформировали и особую, хорошо узнаваемую тональность Грицая: суровая, сдержанная, пасмурная, нерадостно-величественная, но искренняя, пронзительная, лирическая. Да он и сам был таким: искренний, открытый, со светлой грустью в глазах. И поэтому к нему тянулись люди, уважали художники. Очень высоко талант Грицая ценил такой выдающийся мастер, как Гелий Коржев.
Грицай подолгу пропадал на Севере. Снарядив свой уазик этюдником и подрамниками, он отправлялся в далёкие поездки. Возвращаясь из очередной, уже думал и мечтал о следующей. Его работоспособности удивлялись окружающие. «Время толкает меня в спину», – с грустной улыбкой говорил художник друзьям, словно наперёд зная о своей судьбе, будто бы предчувствуя ранний несправедливый уход.
Он бесконечно любил родную землю. Символично, что его последним полотном стала картина «Родина» (1986–1988). В ней сконцентрированы размышления о судьбах людей, истории, русском характере и многом другом. В картине разворачивается великолепная панорама селения с безбрежными горизонтами за ним. Грозовое небо пересечено двумя радугами, вселяющими надежду на просветление. По своему масштабу, по охвату характерных для России примет, по эпичности открывающейся панорамы земли работа перекликается со значительными произведениями русских художников монументального склада – А. Васнецова, С. Иванова, А. Куинджи, И. Шишкина.
Но не только уровнем мастерства вошёл Грицай в историю отечественного искусства. Его поколение попало в очень сложную ситуацию. С середины 1980-х обществу стало, мягко говоря, не до живописи, а начавшаяся переоценка ценностей всё чаще ставила вопрос о востребованности реалистического изобразительного искусства. Упаднические настроения посещали многих живописцев. Грицай сплотил вокруг себя единомышленников. Именно он одним из первых озвучил идею о необходимости создания крупного объединения русских художников по примеру передвижников. Он верил, что такое объединение поможет молодым мастерам в самоопределении и позволит сохранить живописные традиции самой реалистической школы.
Грицай не дожил до этих дней. Но именно художники его круга и его поколения (Николай Зайцев, Николай Колупаев, Михаил Абакумов, Валерий Страхов, Сергей Смирнов) стали инициаторами возрождения в 2008 году Союза русских художников – идейного объединения, о котором говорил и мечтал когда-то их товарищ. Союз быстро приобрёл широкую известность, начал играть заметную роль в жизни современной художественной России. В знак уважения к Александру Грицаю на отчётных выставках союза регулярно появляются работы того, кто мог бы быть лидером объединения.
Трагическая гибель Грицая в результате радиационного облучения, полученного им на Севере, в тех самых местах, где он писал вымирающие сёла, воспринимается символично и в то же время мистично. Если отнестись философски, можно успокоить себя мыслью, что Бог знает, когда оборвать путь гения. А если говорить по-человечески, то бесконечно жалко, что этот светлый ранимый человек не дожил, не досказал, не успел...
«Он был полон желания бороться, – вспоминает друг Грицая художник Николай Зайцев. – Я навестил его в больнице. Болезнь вроде бы отступила, и ему стало легче. Мы обсуждали, как вместе поедем на его любимый Север. Он был полон новых творческих планов. Через два дня мне позвонили и сказали, что Саши не стало».
Проходящая в Центральном доме художника выставка Александра Грицая – первая после ухода. Кстати, персональных у него не было и при жизни. Состояться она должна была давно. Но любой хорошей идее нужно сподвижничество, нужны те, кто готов бескорыстно уделить своё время и силы. Друзья Грицая – народные художники России Николай Колупаев и Николай Зайцев – как раз и стали этими самыми сподвижниками. Большую помощь оказала и вдова Грицая, Алла Грицай, сумевшая сохранить практически все произведения мужа.
В результате долгих трудов удалось не только сформировать выставку из более чем ста произведений художника, но и издать долгожданную в художественном мире красочную монографию о жизни и творчестве одного из самых талантливых русских мастеров живописи ХХ века.
Презентация книги состоялась через несколько дней после начала работы выставки. Открывая первую страницу, многочисленные гости мероприятия невольно задерживали свой взгляд на эпиграфе – пронзительных, пророческих словах Александра Грицая о себе: «Время толкает меня в спину».
Олег ДЕНИСОВ