Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 января 2024 г.
Невский проспект Спецпроект

«Все блокадные покойники улыбаются…»

Впервые опубликованы полностью мемуары Ольги Родштейн

19 января 2024

Ольга Родштейн. Дневник прилавка: 1940–1941. Блокада: 1941–1943. – СПб.: Аврора, 2023. – 160 с.: ил., фот.

Презентация этой книги воспоминаний состоялась в Санкт-Петербургском Доме книги в декабре. Написанные прекрасным языком классической прозы литературные очерки бывшей сотрудницы магазина на Невском проспекте о начале Великой Отечественной войны и блокаде Ленинграда уникальны по своему содержанию и заставляют пройти читателя вместе с ней через искушения и муки блокадного города.

Мемуары Ольги Родштейн поделены на две части. Первая – «Дневник прилавка» – воспоминания о том времени, когда она в начале 1940-х работала в Доме книги продавцом отдела иностранной литературы. Здесь мы обнаружим много метких, порой ироничных наблюдений за теми, кто приходил тогда в Дом книги на Невском:

– Дайте мне книгу «Манеры Турции».

– Простите, это не манеры, а «Монеты Турции»».

– Да? Жаль. Но, может быть, найдутся и манеры? Мне очень хочется.

Дамочка кокетливо улыбается. Что у такой на уме?

Или вопрос: «Илладская гомера есть?»

Рукопись, найденная в архивах

Мирные наблюдения автора разом прерываются, когда наступают дни войны, а затем и блокада Ленинграда. Этому периоду посвящена вторая часть дневника – «Блокада» (1941–1943). Помимо того, что в нём написано, о самой Ольге Родштейн известно совсем немного. Её записки попали сначала в архив Даниила Гранина, когда он работал над «Блокадной книгой», и, пролежав архивах пять десятилетий, только теперь опубликованы. При этом часть материалов оказалась утрачена.

Каким же был Дом книги в годы войны? Вот наблюдения Родштейн в первые дни Великой Отечественной: «Длинные пыльные каналы-проходы в книжном магазине на Невском… Свет потолочных люстр не играет на отполированных прилавках: они завалены связками книг. Люди идут и идут с рюкзаками, с тюками. Знаменитости больше не придут. Война, крушение библиотек. Сбывают всё... На прилавках валяются редчайшие издания. Дом с глобусом – живой и умирающий. Мы носили книги в специальные герметические подвалы. Библиотеки рушатся… Бегут с корабля люди.

Я не побегу. Ни денег, ни помощи. Бежать тоже надо уметь. Дома две старухи и дочь. На санпосте меня ценят. Читаю вслух Чехова, и «Мисюсь, где ты?» – звучит молитвой и призывом к прежней жизни. Начинается тревога, качается дом…»

14 июля 1941 года

«Я под Лугой. Тысячи женщин. Роем противотанковые рвы. Один раз в день выдают жидкую кашу и кипяток.

– Ложи-ись! – раздаётся крик бригадного.

– Ложи-ись! – передаём друг другу.

Летят «мессершмитты». Они наловчились расстреливать окопниц. Мне хорошо видно смеющееся лицо пилота. Нет страха, одна ненависть…»

Автор вспоминает, что с начала войны в городе воцарилась шпиономания: «Какой-то гражданин спрятал ложку в карман. Его схватили. Почему? Да потому, что диверсант. Зачем советскому человеку, прописанному на жилплощади, простая, алюминиевая ложка?.. Джазисты Львовского джаза боятся выходить на улицу. У них великолепные ботинки, широкоплечие пальто и испорченная русская речь. Им страшно выйти в магазин и купить что-нибудь съестного. Кругом тотчас начинают оглядывать и переглядываться, и, в конце концов, гражданки их хватают. Они очумели от голода, негодования и страха…

И вдруг… Старушку, древнюю, хромую, взяли под руки, чтобы помочь перейти улицу. Бока старушки оказались жёсткими и выпуклыми: под пальто у неё были гранаты и бомбы, а вместо старушки выпрямился юноша 20 лет…»

Кольцо блокады вокруг Ленинграда смыкается. Начались ежедневные обстрелы и бомбёжки, наступает чудовищный голод.

«Мать слабеет с каждым днём. Кофе уже не даёт ей силы. На ногах вздулись вены. Дистрофия и цинга. Из пригородов – Лигово, Удельной, Озерков, Шувалова – прибежали толпы людей. Размещаются в брошенных квартирах, в школах. Нечёсаные, дикие. Выросли очереди. Лихорадочно готовлю буржуйку и за золотое кольцо скупаю брошенные штабеля дров. В комнате до потолка дрова. Пахнет сырой сыростью свеча. Телефоны умолкли. Сдаём приемники…»


Трупы улыбаются

«Трупов больше, чем обычно. Все босые. Покорная тишина вокруг этих неизвестных людей примиряет и меня: дойду, конечно, не могу не дойти. Все трупы улыбаются. Долго за спиной чувствую эти улыбки. Мерещится мне опухшее лицо дочери. Весь день она будет отвешивать хлеб, давно не похожий на хлеб: чёрный, тяжёлый. Вчера ей на весы положили бриллиант. Сброшенный на пол камень затоптала толпа. Взять с весов свою порцию надо уметь. Сбоку может протянуться чёрная рука, и исчезнет хлеб. Вора, торопливо жующего добычу, жестоко бьют. Молча…

Иду, иду домой. По панели уже протоптана дорожка. На Садовой забегаю во двор. Передо мной – гараж. Раскрыт настежь. Голые замёрзшие покойники. Бригада ещё не приехала за ними… Во двор въезжают грузовики. Люди в ватниках с крючьями растаскивают смёрзшиеся тела. Они ломаются, как спички. Руки, ноги, головы забрасывают в кузов навалом. Бригада подстилает себе рогожу, люди рассаживаются, смеются. Луна гаснет. Становится темно…

Внезапно передо мной возник человек в милицейской форме. Говорили, что в городе орудует шайка переодетых грабителей-мародёров. Он выхватывает с моей груди хлеб, ещё теплый, отрезанный дочерью, хлеб-жизнь. Слабо защищаюсь. На руке он примечает кольца свекрови. «Отдавай», – хрипло сипит горлом.

Отдаю. Побрякушки исчезают в карманах чёрной шинели. В снег соскальзывает длинная цепь. Он нагибается и роняет хлеб. Я подхватываю и бегу что есть силы. Карточки при мне, хлеб при мне…»

1941 г., декабрь

Февраль 1942 года. Блокада Ленинграда. Тела умерших жителей доставлялись на Большеохтинское кладбище / В. Барановский / РИА НОВОСТИ

«В нашем доме за неделю умерло 120 человек. За водой сползаем с ледяной горы на лёд и, лёжа на животе у проруби, долго ловим ведро в воде. Взобраться наверх нет сил. Половина проливается на уже обледеневший спуск. Снегом оттирают только лицо и руки. Ссохшееся тело не хочет холода. Паучьи движенья, но глаза говорят.

На санпосте – чудеса: выдали талончик… в баню! Значит, какие-то люди топят баню, подвозят дрова. Плачу от благодарности и предвкушения. Я, конечно, пойду обязательно, хотя до бани километров 5. Вернусь ли, не знаю…»

«Дома мёртвые обе: и мать, и свекровь. Хожу возбуждённая между мертвецами и разговариваю с ними. По старому порядку покойников полагается обмывать. Идти за водой к проруби на Фонтанке уже нет сил. Воды набираю полную тарелку и макаю губку.

Ноги моей матери грузны и раздуты. Обмываю её лицо. Она улыбается. Все блокадные покойники улыбаются. Обтираю её лоб. Умный лобик. Хорошо знала языки, много читала. До смерти она кишела вшами. Теперь вши исчезли. Тоже мистика: куда они исчезли? Но нет ни одной. Дочь спала на подушке, обсыпанной табаком. Не переползли…

Иду во двор. Мне нужна татарка Мартынова, наша дворничиха.

– Отдай евоную карточку! – требует она и только тогда соглашается отнести до низу мою мумию.

Вот белый пакет привязан к листу фанеры с верёвкой. Фанеру я потащу вместо саней. Веревку надеваю на грудь. Морг находится далеко, на улице Маяковского…»

Май 1943 года

«Зелёные деревья в садах, пышные облака на гладких каналах. Один двор, другой, третий. Мёртвые окна, по лестницам никто не пройдёт, все двери заперты, люди уехали, люди умерли. В пустых квартирах со стен глядят портреты. На лестнице надписи: «Не сорить», «Идите в бомбоубежище». Но уже некому сорить и некому прятаться от бомб. Город ослаб, город вымер...»

А Ольга Родштейн объезжает опустевшие квартиры, чтобы вывозить оставшиеся в них книги.

«Свозим в АПУ (в подразделение Публичной библиотеки) огромные богатства, сваливаем прямо на пол. Роскошные и редкие издания. Идёт тёплый весенний дождь. К 1 Мая велят вставить стёкла. Грузовик идёт мимо сада, где стоит Геракл. Грядки, грядки, грядки. Здесь сыро, тихо, приятно. На Адмиралтействе следы разрывов. У одной кариатиды пробит живот и оторвана грудь. В Неве лежит потопленное судно…»

И вот заключительная фраза в мемуарах: «Наш отдел блокады пользуется успехом. Глядим вперёд, ждём победы. Да здравствует жизнь!»

Что дальше случилось с автором дневника, дожила ли она до освобождения города, где жила и чем занималась потом – неизвестно…


Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Николай Петров

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Дождь над городом – свинец

    05.06.2025
  • Александр Куприянов: На киче я не парился, но это… комплимент!

    05.06.2025
  • Правда войны и правда о войне

    04.06.2025
  • Роман без рафинада

    31.05.2025
  • Великие рифмы вечных смыслов

    30.05.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS