Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Все дороги ведут к людям

01 января 2007

Владимиру СОЛОМАХЕ – 60

Современная белорусская проза – в поис­­­ке. Те, кто посмелее, ищут новые, ещё не освоенные формы. Самые смелые опрокидывают на читателя ушат ледяной водицы. Зачем, спросите? Неужели из желания повторить «возвращенца» к белорусскому читателю из 1930-х Андрея Мрыя с его «Записками Самсона Самасуя»? Другие символом всех своих устремлений выбирают ясные, как им кажется, архетипы. Кто-то твёрдо держится за традиционный роман формата 1960–1980-х… Целый ряд публикаций в журнале «Полымя» последних лет является ярким тому подтверждением. Достаточно вспомнить произведения Владимира Домашевича, Владимира Гниломёдова, Алеся Шашкова и ещё нескольких авторов.

 Владимир Соломаха в художественной прозе традиционалист и реалист. Держится за время, в котором делать первые шаги его учила серьёзная школа «Маладосцi». А ведь была такая для прозаиков школа! Не только «полымянский» редактор отдела прозы Иван Пташников выстраивал свой «ранжир». Были ещё и уроки Владимира Домашевича, Генриха Далидовича, Василя Гигевича, Анатоля Козлова в «Маладосцi».

Занимаясь активно журналистикой, Владимир Соломаха в прозе написал не так уж и много. Если мне не изменяет память, свет увидели семь книг его повестей и рассказов. И ещё – две книги литературной критики. Но были и сотни литературно-критических статей, рецензий, творческих портретов, очерков, эссе, разбросанных в белорусской (и не только белорусской) периодике. Собери всё вместе – тома выстроятся. А ещё в творческом багаже – сценарии десятков документальных и мультипликационных фильмов.

Но мне хотелось бы сказать несколько слов именно о прозе Соломахи. Рассказы из сборников «На меже радости» (1980) и «Завтра в дорогу» (1985) позволяли сделать вывод о том, куда, в какую сторону идёт прозаик. Молодого писателя больше всего привлекал внутренний конфликт, который развивался без лишнего напряжения, тлел, будто уходящий в небытие костерок. Писатель молчаливо и, казалось, без какого-либо участия наблюдал за героями, силясь понять, что же собой представляют придуманные им (или всё-таки подсмотренные в жизни?) персонажи.

У меня за эти годы сформировалось двоякое отношение к его героям. Точнее, отношение это раскладывается на два целостных, вполне самостоятельных этапа восприятия одних и тех же произведений. Ещё лет десять назад я старался соучаствовать, сопереживать симпатичным и даже антипатичным героям повестей «Призрак в кожаном кресле», «Расступись, земля…», «Шурка Лёгкая Рука», «Опознаётся личность мужчины…». Сегодня читаю эти судьбы другими глазами, удаляясь от сиюминутного анализа личностей. Думаю и вижу гораздо шире вчерашнего своего стремления кого-то «спасти», мысленно оградить от дурного поступка, а иного «марателя» жизни хотя бы словом пристыдить. Теперь глаза упираются в коллизии, из которых писатель и тогда стремился выстроить социально-психологическую драму времени. Герои, открытые им, рассказывают не о себе – они показывают перевёрнутую нашу жизнь, заставляют внимательно осмотреться вокруг себя.

Они живут, стараясь молчаливо принимать самые тяжёлые испытания, не думая о том, последними ли станут эти испытания или жизнь ещё подарит кусочек счастья… Главное, что останется сама жизнь. Пожалуй, этой немногословностью и честностью в рассказе об окружающем мире и интересны страницы книг Владимира Соломахи, прозаика, литературного критика, публициста, лауреата Государственной премии Республики Беларусь, главного редактора издательства «Белорусская энциклопедия» имени Петруся Бровки.

Кирилл ЛАДУТЬКО

Обсудить в группе Telegram

Кирилл Ладутько

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS