Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 10 апреля 2019 г.
  4. № 14 (6686) (10.04.2019)
Литература Интервью

Все смолкли, слушают Баяна…

Русская устная традиция сегодня – экзотика. Но это можно исправить

10 апреля 2019

Имя Александра Маточкина хорошо известно всем, кто интересуется фольклором. Он – ни много ни мало – современный сказитель. Об искусстве Вещего Баяна и о том, как сказываются былины в XXI веке, Александр рассказал «ЛГ».



– Сколько лет вы уже занимаетесь сказительством? В каких городах и весях побывали? И перед кем вам обычно случается выступать?

– Изучаю былины с 2005-го. Взялся сказывать на людях с декабря 2012-го. Выступаю там, куда пригласят. Это может быть и небольшая деревенька, и мегаполис. Из крупных городов сказывал в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Казани, Челябинске, Перми, Тюмени, Ярославле, Рязани, Калининграде, Владимире, Архангельске, Череповце, Вологде, Петрозаводске, Костроме, Йошкар-Оле... В месяц провожу около 20 сказительских посиделок. Предпочитаю небольшие компании, так что в месяц былины в моём исполнении слушают от 300 до 500 человек. Слушатель самый разный, в основном молодёжь. Но нередко приходят и люди зрелого возраста, иногда приводят детей.

– Как нынешний слушатель – большой и маленький – воспринимает былину? Есть ли понимание этого жанра у нынешних детей или для них традиционное русское слово – экзотика?

– Наверно, у каждого слушателя былина вызывает какие-то свои переживания. Обычно слушают заворожённо, затаив дыхание, иногда закрывают глаза, бывает, что и плачут. Для детей былины я почти не сказываю, потому что это довольно сложный для восприятия древний жанр, который в традиции начинали воспринимать уже в подростковом возрасте, а то и позже. Кстати, и у взрослых восприятие традиционных былин порой вызывает трудности. Поэтому как для взрослых, так и для детей я провожу ознакомительные беседы по русскому сказительству. Конечно, русская устная традиция воспринимается сейчас как экзотика, но если сопроводить сказывание пояснениями, то приходит и понимание, и узнавание своего, родного.

– Какой должна быть современная сказка? Может ли русская литературная сказка стать продолжением традиции, зафиксированной нашими этнографами? Сочиняют ли современные сказители свои собственные сказки в традиционном духе?

– Сказка и былина – это совершенно разные виды устной словесности. Различий очень много, начиная, например, с того, что сказку говорят, а былину поют. Сказителем я называю исполнителя былин. А рассказчика сказок зову сказочником. Один человек может, конечно, быть сказителем и сказочником одновременно, но не обязательно. Сказителем я себя, пожалуй, могу считать, поскольку знаю около сорока былин и постоянно практикуюсь, сказывая на людях. Сказочником я себя не считаю: хотя и знаю пару десятков сказок, но рассказываю их нечасто. Поэтому по сказке вопросы не ко мне.

Пример, когда литературная сказка становится даже не продолжением традиции, а единым с ней целым, – это творчество Бориса Шергина. Этому примеру стоит следовать. Но это очень сложный путь. Прежде чем начать творить самому, необходимо пропитаться духом традиции. Вот Шергин смог. Возможно ли это сделать сегодня? Не уверен. Но можно попробовать.

– Перед тем как стать сказителем, вы серьёзно занимались наукой, написали несколько работ о фольклоре. Продолжаете ли сейчас научные изыскания?

– Нет, наукой как таковой я сейчас не занимаюсь. Почти полностью поглощён сказительской практикой и всем, что с этим связано. Какие-то элементы исследовательской работы использую, конечно. Например, анализ былинного текста, чтение научных публикаций, запись экспедиционного материала. Но всё это просто аспекты деятельности современного сказителя. Без этого качественно сказывать сегодня невозможно.

– Как можно привить детям интерес к былинно-сказочной традиции наших предков?

– Тут нужен всё-таки специалист-педагог. Когда я работаю с детьми, стараюсь показать собственный интерес и любовь к материалу, показать в былинах ту красоту, которая так нравится мне. Иногда это удаётся.

Беседу вёл
Леонид Бахревский


«ЛГ»-досье

Александр Александрович Маточкин родился в 1978 году. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет. Участвовал в археологических экспедициях Государственного Эрмитажа, занимался раскопками позднего каменного и железного века. В это же время начал самостоятельно собирать устную народную словесность; участвовал в фольклорных экспедициях. Автор научных публикаций о фольклоре. Участник и лауреат многих фольклорных фестивалей и конкурсов. Создатель культурно-просветительского интернет-сообщества по традиционной русской культуре «Ладно-Хорошо». С 2013-го активно ведёт просветительскую работу: проводит занятия, уроки, встречи, беседы по традиционной русской культуре и фольклору.



Тэги: От первого лица
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Нас поздравил президент

    29.04.2025
  • Открытая и яркая Таврида

    27.03.2023
  • Старые новые «Вопросы»

    20.04.2021
  • Удел писателей везде одинаков

    17.02.2021
  • Честь офицера и поэта

    22.12.2020
  • Писать в состоянии счастья

    117 голосов
  • Потребность делать добро

    99 голосов
  • Родство по слову

    98 голосов
  • Жизнь с перерывом на стихи

    43 голосов
  • Удел писателей везде одинаков

    43 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS