50 лет назад, 23 апреля 1974 года, в Московском Кремле открылся XVII съезд ВЛКСМ, который в первый же день обратился к главному вопросу повестки дня и провозгласил БАМ ударной комсомольской стройкой. «Байкало-Амурская магистраль прорежет вековую тайгу, пройдёт там, где лежат огромные богатства, которые надо поставить на службу Родине. Мы твёрдо уверены, что комсомольцы, молодёжь внесут свой достойный вклад в эту грандиозную стройку», – заявил на открытии съезда генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. За несколько недель до этого он выступал в Алма-Ате, на торжественном заседании, посвящённом двадцатилетию начала освоения целинных земель, и под овации впервые заговорил о Байкало-Амурской магистрали как о главном проекте будущих лет.
Комсомольцы не могли не подхватить эту инициативу, которую сравнивали с подвигами Павки Корчагина. Именно они должны были сыграть и в итоге сыграли определяющую роль в возведении «главной дороги нашей жизни». Форсированное строительство магистрали встало в ряд с великими стройками социализма.
От Байкала до Амура
Почему именно в 1974-м страна так громко объявила о необходимости БАМа, придав этому объекту статус всенародной стройки, о которой ежедневно рассказывали по телевидению и радио учёные, политики, журналисты, строители?.. Причин было несколько, и все – веские.
Прежде всего трасса должна была оживить почти не освоенный край. Вокруг БАМа вырастали города и посёлки, предприятия и инфраструктура. Проекту предшествовали сотни геологических экспедиций, сенсационных разработок. Изыскатели стали первыми десантниками будущей магистрали, за предыдущие десятилетия (с 1930 х годов) собрав уникальный исследовательский материал. В земле, которую (по имени железной дороги) будут называть бамовской, оказалась спрятана вся таблица Менделеева. Соли, как уверяли специалисты, хватит на сто лет. Огромные запасы угля, железной руды, нефти и газа, калийных удобрений, золота, платины и алмазов. Среди самых перспективных месторождений называли угольные – Эльгинское в Якутии и Сугодино-Огоджинское в Амурской области, железорудные – Таёжное и Десовское в Якутии и Нерюндинское в Иркутской области. А также Удоканское месторождение меди. В Алданском районе начались разработки апатита. По наименованию реки Чары получил название редкий сиренево-фиолетовый камень – чароит. Эти самоцветы впервые нашли в русле безымянного ручья, который впоследствии назвали Дитмаровским. Чтобы всё это заработало на страну, требовалась гигантская железная дорога.
Другая причина – военно-политическая. Новая магистраль приобретала функцию непосредственно военного назначения – на случай напряжённости на советско-китайской границе. Ведь Транссиб проходит на расстоянии одного артиллерийского выстрела от границы, поэтому требовалась трасса, более удалённая от Китая и Монголии, открывающая неосвоенные территории. Там курсировали воинские эшелоны, а возможно, и поезда секретного назначения, оснащённые ядерным оружием, – те самые составы, которых так боялись все противники СССР. Ко всему прочему, новая трасса являла собой сокращённый выход к портам Дальнего Востока, поскольку БАМ короче Транссиба.
Нельзя не отметить, что в 1974 году многие в правительстве (в том числе председатель Совета министров Алексей Косыгин и министр иностранных дел Андрей Громыко) понимали, что противостояние с Китаем обязательно сменится экономическим сотрудничеством. И в этом случае БАМ станет для наших народов оживлённой транспортной артерией, которая соединит Россию и Поднебесную. Так и случилось – и в наше время это особенно актуально.
По госплановским расчётам начала 1970-х, по БАМу планировалось возить в восточном направлении прежде всего сырое горючее – сначала 25 млн тонн нефти в год, потом – в два раза больше. Советский Союз собирался завоевать дальневосточные экспортные рынки, главным образом «премиальный» японский. Дорога должна была стать фундаментом для «создания крупного экспортного района для стран Тихоокеанского бассейна». Эти планы не афишировались, распространялись «для служебного пользования». Но все понимали: без твёрдой экономической перспективы государство не взялось бы за столь крупный и затратный проект. БАМ призван был помочь стране совершить новый рывок. Технологический, научный и финансовый.
Фактор ВЛКСМ
Важнейшую роль в строительстве БАМа сыграл комсомол. Уже 27 апреля 1974 года на БАМ отправился первый Всесоюзный отряд. Прямо из Кремля, со съездовского партера и амфитеатра, – на Ярославский вокзал и вперёд. Через несколько суток поезд привёз 600 добровольцев в Тайшет, где железная дорога раздваивалась: северная её часть была уже построенным участком БАМа, а южнее проходил Транссиб. Комсомольский десант тоже разделился на две части. Одни отправились в Усть-Кут, другие – на станцию Тындинская. Из этих посёлков они начали строить магистраль навстречу друг другу.
Кто-то говорил, что отважные первопроходцы ехали на Дальний Восток только за длинным рублём. В «Нью-Йорк таймс» ещё в семидесятые вышла статья, автор которой так рассуждал о бамовцах: «Мужественные парни в неимоверно сложных условиях пробиваются сквозь скалы, чтобы через три года лишений получить право на покупку малолитражного автомобиля». Строители магистрали с возмущением реагировали на эту публикацию. В брежневские времена за работу в тяжёлых условиях действительно платили прилично, на одном энтузиазме трудиться не приходилось. Однако для молодых людей было немало способов накопить на «жигули» или «москвич» в гораздо более комфортных условиях. Большинство добровольцев действительно отправлялись на БАМ прежде всего, чтобы испытать себя и продолжить дело отцов и дедов…
«Всесоюзная ударная комсомольская стройка» – что стояло за этими словами? Столь высокий статус гарантировал: БАМ, если нужно, получит десятки тысяч молодых работников со всех республик Советского Союза. Быть может, поначалу не самых квалифицированных, однако случайных людей в этой массе будет мало. Потому что тысячи потенциальных бамовцев отбирались из сотен тысяч желающих.
ВЛКСМ, вопреки домыслам, никогда не был дотационной организацией. Он приносил стране не только косвенную пользу, но и звонкую монету. И комсомольская пресса, и трудовые десанты – это всё рентабельные начинания, они оправдывали все государственные вложения в крупнейшую молодёжную организацию. Вдобавок комсомол оказался ещё и отличной школой руководящих кадров. На БАМе не просто получали опыт, а вершили делами молодые управленцы, державшие отчёт перед Советом министров и партийными органами, вовсе не «для проформы». На них легла ответственность за важнейший объект, объединивший десятки ведомств и тысячи предприятий. И молодые лидеры общались с руководителями великой державы почти на равных, по крайней мере, не боялись отстаивать своё мнение по производственным вопросам.
…XVII cъезд ВЛКСМ продолжался до 27 апреля. Конечно, там обсуждали не только строительство магистрали. Однако миллионам людей запомнились именно проводы первых комсомольских отрядов на московском перроне. Начиналась десятилетняя трудовая эпопея, равных которой в истории нашей страны не было.