Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 мая 2020 г.
История Станционный смотритель

Встречай да крепче обнимай!

За 2 месяца по железной дороге на родину вернулись более миллиона солдат

13 мая 2020

Вспомним о них – об эшелонах Победы, о поездах возвращения, которые пошли с запада с июля 1945 года. Наверное, это были самые долгожданные поезда за всю историю железных дорог – и теперь уже навсегда.

 

Они стали такими же яркими символами послевоенного 1945 года, как Парад Победы, как трофейные и советские комедии в кинотеатрах… Поезд Победы, эшелон фронтовиков, возвращавшихся с войны в родные города и деревни. И, несмотря на разруху и горечь потерь, для страны это было счастливое время.

Четыре года кровопролитных сражений, ведь солдаты и офицеры погибали даже в последние часы войны. Четыре года напряжённого труда в тылу, когда к станкам вставали подростки, которых после знаменитой песни уважительно называли «Василиями Васильевичами». Четыре года ожидания писем с фронта и похоронок.

Война закончилась – а фронтовики всё не возвращались… Конечно, все понимали, что такова государственная и армейская необходимость. Но трудно было объяснить старикам, почему их дети и внуки задерживаются на войне после Победы. И страна ждала. Ждала с тревогой. Ходили настораживающие слухи: а вдруг родные или близкие, от которых давно не приходили письма, погибли или пропали без вести? А вдруг начнётся новая война? Сохранялась огромная численность вооружённых сил – около 11 миллионов человек. Большая часть их них – настоящие фронтовики, прошедшие огонь и воду.

И вот 23 июня, накануне Парада Победы на Красной площади, Верховный Совет СССР принял Закон о демобилизации. Увольнению с воинской службы прежде всего подлежали военнослужащие старшего возраста – те, кто старше 40 лет. Им можно было возвращаться к жёнам и детям, к старикам‑ родителям. На прощание армия выдавала им полный комплект обмундирования – и многие ходили в «армейском наряде» ещё несколько лет, ведь первые послевоенные годы были трудными, для многих – полуголодными.

А остальным – тем, кто помоложе, а особенно тем, кто только недавно был мобилизован, – предстояло ещё послужить, утверждая Победу и освобождение от нацизма в Европе. Участвовали военные и в восстановлении самых важных объектов, уничтоженных во время бомбёжек.

Хватало работы и на железной дороге. Сколько участков пути, сколько мостов было разрушено! И хотя в годы войны ремонтные бригады научились работать фантастически оперативно, после победы требовался новый подход. Нужно было ремонтировать и строить «на века», уже без фронтовой спешки. В первые же месяцы после победы в европейской части нашей страны на работу вышли около 50 тысяч новых железнодорожных рабочих. В основном это были молодые люди. Конечно, после победы, без воздушной угрозы, без вражеской артиллерии, работалось веселее. Но режим работы оставался прежний – экстренный, армейский. Бригады трудились круглосуточно – разумеется, посменно. А рядом с ними работали сапёры. На многих участках пути и прилегающих к ним территориях оставались мины – и немецкие, и наши. Нужно было обезопасить от этих следов военного времени всю территорию страны. Да и в Восточной Европе приходилось работать советским железнодорожным рабочим и нашим сапёрам.

А 23 июня далеко на западе стали формироваться эшелоны Победы, поезда великого возвращения. За два месяца железная дорога вернула с Запада на родину не меньше 1,2 миллиона бывших бойцов и командиров.

Самый первый поезд из Берлина прибыл в Москву 21 июля. Он шёл из Берлина долго, пропуская экстренный состав, следовавший на Потсдамскую конференцию. Но это ожидание не было томительным: в поезде царило веселье. И каждый боец понимал: для большого государственного дела можно и подождать.

Страна чествовала их как положено – с объятиями, с радостью, которую подделать невозможно. Кинохроника не лукавит. На каждой станции, на каждом полустанке их встречали. Даже если поезд проносился мимо – всё равно люди приветствовали фронтовиков. И было море цветов – в основном полевых. Лозунги, главным из которых был такой: «Наше дело правое, мы победили!» Да и сами поезда были украшены транспарантами – в том числе самодельными: «Мы из Берлина», «Встречай с Победой!»… Громко звучали мажорные песни, многие из них уже были известны на всю страну: «Эй, встречай, с победой поздравляй, чарочку хмельную полнее наливай!»

Их встречали во всех городах, без преувеличения, миллионы людей. В Москве – на Ржевском (Рижском) и Белорусском вокзале, который с 1941 года стал местом самых печальных прощаний, – собрались сотни тысяч тех, кто все эти годы ждал, «как никто другой». Там звучали «Прощание славянки» и «Священная война». А теперь – гармони радостно выводили плясовые мелодии, и никто не стеснялся слёз. Страна встречала героев, своих родных, ненаглядных. Они всё отдали для победы – эти уже немолодые люди. Многие выглядели ещё старше своих лет: война не добавляет здоровья. Это касается и железнодорожников. Когда мы рассматриваем фотографии 30-летних, 40-летних машинистов и рабочих военных лет, следы войны, её шрамы бросаются в глаза.

Потом было много таких эшелонов, поездов победителей. Они шли из Европы и в Ленинград, и в Новосибирск, и во Владивосток… Своих героев встречали по всей стране. Играли оркестры. Звучали песни. К ликованию примешивалась грусть тех, кто не встретил своих фронтовиков. Некоторые дождались их через год, через пять лет… А сотни вдов и матерей десятилетиями встречали поезда, ждали даже тех, на кого давно пришли похоронки. Для них перрон превратился в церковь. Там, среди паровозных гудков, они отдавали дань памяти своим любимым. А смириться с потерей не могли.

А ещё в первые же дни после Победы между Берлином и Москвой стал ходить курьерский поезд номер 1. Он был необходим и армии, и политическому руководству, и тысячам людей… Наладить его постоянное движение после битвы за Берлин было непросто, но этот приказ наркома путей сообщений Ивана Ковалёва был выполнен в считаные дни.

А традиция «поездов Победы» продолжилась и в XXI веке. На железной дороге День Победы отмечают с особой торжественностью, загодя готовят поезда к великому празднику.


Дальневосточный эпилог 

У Великой Отечественной, как известно, был и дальневосточный эпилог. 

В первые же дни после Победы перед железнодорожниками поставили новую сложнейшую задачу – обеспечить наступление Красной армии на Дальнем Востоке против японской Квантунской армии. Действовать железнодорожникам пришлось от Новосибирска до Маньчжурии – формируя эшелоны, ремонтируя пути. Снова отличились на самых трудных участках работы воины-железнодорожники. Восстановить железные дороги в тех краях удалось на удивление быстро. За полтора месяца железнодорожникам удалось восстановить и перешить 3600 километров пути, восстановить 28 больших, 11 средних и 60 малых мостов, 5 тоннелей на территории Советского Союза и будущей Китайской Народной Республики. К концу августа наши войска выполнили боевую задачу на этом фронте. Вторая мировая завершилась 2 сентября 1945 года. Но и после этого рубежа ещё несколько недель для путейцев война продолжалась. Они восстанавливали дороги из руин и жили по законам военной дисциплины. 


 


Тэги: Арсений Замостьянов Победа Парад Победы
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кони были не стальные

    05.10.2022
  • Там, где рельсы уходят вдаль

    07.09.2022
  • Мечтая о скорости

    31.08.2022
  • От флота к железным дорогам

    24.08.2022
  • Ворота в сказочную Тавриду

    17.08.2022
  • Горькое лето 41-го

    235 голосов
  • Демократия для Дзержинского

    114 голосов
  • Ненависть высшей пробы

    42 голосов
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS