Вспомним о них – об эшелонах Победы, о поездах возвращения, которые пошли с запада с июля 1945 года. Наверное, это были самые долгожданные поезда за всю историю железных дорог – и теперь уже навсегда.
Они стали такими же яркими символами послевоенного 1945 года, как Парад Победы, как трофейные и советские комедии в кинотеатрах… Поезд Победы, эшелон фронтовиков, возвращавшихся с войны в родные города и деревни. И, несмотря на разруху и горечь потерь, для страны это было счастливое время.
Четыре года кровопролитных сражений, ведь солдаты и офицеры погибали даже в последние часы войны. Четыре года напряжённого труда в тылу, когда к станкам вставали подростки, которых после знаменитой песни уважительно называли «Василиями Васильевичами». Четыре года ожидания писем с фронта и похоронок.
Война закончилась – а фронтовики всё не возвращались… Конечно, все понимали, что такова государственная и армейская необходимость. Но трудно было объяснить старикам, почему их дети и внуки задерживаются на войне после Победы. И страна ждала. Ждала с тревогой. Ходили настораживающие слухи: а вдруг родные или близкие, от которых давно не приходили письма, погибли или пропали без вести? А вдруг начнётся новая война? Сохранялась огромная численность вооружённых сил – около 11 миллионов человек. Большая часть их них – настоящие фронтовики, прошедшие огонь и воду.
И вот 23 июня, накануне Парада Победы на Красной площади, Верховный Совет СССР принял Закон о демобилизации. Увольнению с воинской службы прежде всего подлежали военнослужащие старшего возраста – те, кто старше 40 лет. Им можно было возвращаться к жёнам и детям, к старикам‑ родителям. На прощание армия выдавала им полный комплект обмундирования – и многие ходили в «армейском наряде» ещё несколько лет, ведь первые послевоенные годы были трудными, для многих – полуголодными.
А остальным – тем, кто помоложе, а особенно тем, кто только недавно был мобилизован, – предстояло ещё послужить, утверждая Победу и освобождение от нацизма в Европе. Участвовали военные и в восстановлении самых важных объектов, уничтоженных во время бомбёжек.
Хватало работы и на железной дороге. Сколько участков пути, сколько мостов было разрушено! И хотя в годы войны ремонтные бригады научились работать фантастически оперативно, после победы требовался новый подход. Нужно было ремонтировать и строить «на века», уже без фронтовой спешки. В первые же месяцы после победы в европейской части нашей страны на работу вышли около 50 тысяч новых железнодорожных рабочих. В основном это были молодые люди. Конечно, после победы, без воздушной угрозы, без вражеской артиллерии, работалось веселее. Но режим работы оставался прежний – экстренный, армейский. Бригады трудились круглосуточно – разумеется, посменно. А рядом с ними работали сапёры. На многих участках пути и прилегающих к ним территориях оставались мины – и немецкие, и наши. Нужно было обезопасить от этих следов военного времени всю территорию страны. Да и в Восточной Европе приходилось работать советским железнодорожным рабочим и нашим сапёрам.
А 23 июня далеко на западе стали формироваться эшелоны Победы, поезда великого возвращения. За два месяца железная дорога вернула с Запада на родину не меньше 1,2 миллиона бывших бойцов и командиров.
Самый первый поезд из Берлина прибыл в Москву 21 июля. Он шёл из Берлина долго, пропуская экстренный состав, следовавший на Потсдамскую конференцию. Но это ожидание не было томительным: в поезде царило веселье. И каждый боец понимал: для большого государственного дела можно и подождать.
Страна чествовала их как положено – с объятиями, с радостью, которую подделать невозможно. Кинохроника не лукавит. На каждой станции, на каждом полустанке их встречали. Даже если поезд проносился мимо – всё равно люди приветствовали фронтовиков. И было море цветов – в основном полевых. Лозунги, главным из которых был такой: «Наше дело правое, мы победили!» Да и сами поезда были украшены транспарантами – в том числе самодельными: «Мы из Берлина», «Встречай с Победой!»… Громко звучали мажорные песни, многие из них уже были известны на всю страну: «Эй, встречай, с победой поздравляй, чарочку хмельную полнее наливай!»
Их встречали во всех городах, без преувеличения, миллионы людей. В Москве – на Ржевском (Рижском) и Белорусском вокзале, который с 1941 года стал местом самых печальных прощаний, – собрались сотни тысяч тех, кто все эти годы ждал, «как никто другой». Там звучали «Прощание славянки» и «Священная война». А теперь – гармони радостно выводили плясовые мелодии, и никто не стеснялся слёз. Страна встречала героев, своих родных, ненаглядных. Они всё отдали для победы – эти уже немолодые люди. Многие выглядели ещё старше своих лет: война не добавляет здоровья. Это касается и железнодорожников. Когда мы рассматриваем фотографии 30-летних, 40-летних машинистов и рабочих военных лет, следы войны, её шрамы бросаются в глаза.
Потом было много таких эшелонов, поездов победителей. Они шли из Европы и в Ленинград, и в Новосибирск, и во Владивосток… Своих героев встречали по всей стране. Играли оркестры. Звучали песни. К ликованию примешивалась грусть тех, кто не встретил своих фронтовиков. Некоторые дождались их через год, через пять лет… А сотни вдов и матерей десятилетиями встречали поезда, ждали даже тех, на кого давно пришли похоронки. Для них перрон превратился в церковь. Там, среди паровозных гудков, они отдавали дань памяти своим любимым. А смириться с потерей не могли.
А ещё в первые же дни после Победы между Берлином и Москвой стал ходить курьерский поезд номер 1. Он был необходим и армии, и политическому руководству, и тысячам людей… Наладить его постоянное движение после битвы за Берлин было непросто, но этот приказ наркома путей сообщений Ивана Ковалёва был выполнен в считаные дни.
А традиция «поездов Победы» продолжилась и в XXI веке. На железной дороге День Победы отмечают с особой торжественностью, загодя готовят поезда к великому празднику.
Дальневосточный эпилог
У Великой Отечественной, как известно, был и дальневосточный эпилог.
В первые же дни после Победы перед железнодорожниками поставили новую сложнейшую задачу – обеспечить наступление Красной армии на Дальнем Востоке против японской Квантунской армии. Действовать железнодорожникам пришлось от Новосибирска до Маньчжурии – формируя эшелоны, ремонтируя пути. Снова отличились на самых трудных участках работы воины-железнодорожники. Восстановить железные дороги в тех краях удалось на удивление быстро. За полтора месяца железнодорожникам удалось восстановить и перешить 3600 километров пути, восстановить 28 больших, 11 средних и 60 малых мостов, 5 тоннелей на территории Советского Союза и будущей Китайской Народной Республики. К концу августа наши войска выполнили боевую задачу на этом фронте. Вторая мировая завершилась 2 сентября 1945 года. Но и после этого рубежа ещё несколько недель для путейцев война продолжалась. Они восстанавливали дороги из руин и жили по законам военной дисциплины.