в старом новом театре
Мизансцена так была выстроена. Татьяна Швыдкова – в двух шагах от зрителей, а Сергей Арцибашев – на экране, рядом (спасибо кому-то за эту давнюю съёмку). Игрался финал «Пяти вечеров» Александра Володина. Он стал частичкой театрального представления «Наш новый старый дом», сочинённого нынешним главным режиссёром театра Геннадием Шапошниковым по случаю открытия отремонтированного наконец помещения на Покровке.
Представление давали 14 сентября, в день рождения основателя Покровки. И такими вдруг повеяло теплом и грустью, осенявшими тот, прежний арцибашевский спектакль, и такой отчаянной надеждой, безвозвратно ушедшей в воспоминание…
Но слёзы на глазах у Тани были настоящие, сегодняшние, и у меня, зрителя, горло перехватило – сейчас. А каким же пронзительным артистом был Сергей Николаевич Арцибашев. Нет, не всё в прошлом.
Нынешний спектакль представляет собой соединение отрывков из постановок Покровки разных лет. Вряд ли на выпуск этой работы выдалось много времени, однако малые частицы её, кирпичики, складывались мягко и прочно. Из надёжного материала.
Пять лет назад начался этот ремонт, взялась за него организация, профессиональных данных к тому не имеющая (надо же редкость какая!).
А в июле 2015 года ушёл из жизни Сергей Арцибашев. Наверное, в страшном сне не представишь, что пережила за эти годы директор театра Ольга Пепеляева, потерявшая друга и единомышленника, с которым долгие годы работала душа в душу. И при этом меняла команду строителей, на ходу постигая их трудовые секреты. И на полшага не вышла за пределы наших прихотливых законов. И для Московского правительства реальная помощь попавшему в беду театру оказалась делом чести. Так сказал, открывая представление, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский, и это были подкреплённые делом слова.
С главным режиссёром определились быстро. Уже в сентябре 2015 года им стал Геннадий Шапошников, хорошо Арцибашева знавший.
Но всё равно, всё равно пять лет скитаний по гостеприимным, но в общем-то случайным площадкам. Но труппа не распалась. Театр выжил. Оказалось, что единение, дружество и театральное братство – понятия не вовсе забытые. А Геннадий Шапошников, принимая Покровку, твёрдо знал: создавать новое можно только на основе того, что было создано до тебя. Казалось бы, мысль простейшая, а вот оглянешься по сторонам…
Да нет, по сторонам не будем оглядываться, есть предмет интереснее. Пока Пепеляева работала на стройке, Шапошников репетировал где удастся, время от времени дорываясь до сцены.
С чем – дорывался?
Новый главный режиссёр сохранил арцибашевский репертуар, не допустил обветшания – и не из формальной почтительности (что нынче тоже было бы немало), а сознавая его творческую ценность. И я понимаю, чего это стоило в условиях кочевой жизни. Как понимаю и то, что режиссёр уровня и темперамента Шапошникова не может существовать в чьей-то пусть и очень уважаемой тени. И вот смотрю знаковые спектакли Сергея – «Месяц в деревне», «Дракон»… Да, это они. И не они! Шапошников совершает художественный, человеческий поступок, каких ранее мне наблюдать не приходилось. Дыша воздухом времени, он ставит вариации на темы спектаклей ущедшего Мастера. Они, действующий и ушедший, окликают друг друга, и из переклички этой возникает сегодняшнее театральное создание, которое подписывается их двумя именами. Которое по праву принадлежит каждому из них.
…Перечитал «Ревизора», текст, который, поверьте, знаю неплохо, и в сцене первой встречи Хлестакова и Городничего наткнулся на ремарку, на которой прежде как-то не зацикливался: «Оба в испуге смотрят несколько минут один на другого, выпучив глаза». Несколько минут сценического времени! И это притом что само понятие сценического времени нынче не такое, каким было в XIX веке.
Это отступление в сторону мне понадобилось, когда на представлении открытия, в сцене из готовящегося «Ревизора» (который тоже ставился Арцибашевым) Хлестаков и Городничий, кажется, действительно несколько минут неподвижно вглядывались друг в друга – при изумлённом молчании зрительного зала, вот-вот готового взорваться хохотом. Один пришёл молить о пощаде, другой здесь, в убогом гостиничном номере готовился о пощаде молить. Совсем молодой Олег Тарасов (Хлестаков), прирождённый актёр-эксцентрик, и опытный «покровец» Евгений Булдаков (Хлестаков в спектакле Арцибашева) сыграли трагедии двух жизней, висящих на волоске.
Так смешно сыграли, но неудержимо рвавшийся смех вдруг застревает в горле. Гоголь! Конечно же Гоголь, ещё далеко не во всём разгаданный.
Спектакль Шапошникова «Ревизор» – через месяц.
А завершается представление открытия сценой из «Вечно живых» Виктора Розова, первого спектакля Шапошникова, к прежней Покровке отношения не имеющего. Той сценой, где вернулись из эвакуации, и конец кочевьям, и снова дома, и все вместе, хотя сколько было случаев и возможностей потерять друг друга.
А вот – не потеряли.
Луч света… в московском театральном пространстве.