С теплом вспоминаю ялтинские встречи со словацким продюсером Патриком Пассом, с российским режиссёром Алексеем Сергиенко, продюсером из Узбекистана Авазхоном Таджикхановым, сценаристом Наталией Бурцевой, заслуженным деятелем искусств России тележурналистом из Кирова Алексеем Погребным и многими другими.
Это незабываемо. Поверьте мне. Я летел на телекинофорум с определённым опасением и недоверием. Почему? Легко объяснимо. Более 26 лет живу в Израиле, мой отъезд в эту страну оставил в памяти неизгладимые впечатления и горечь на всю жизнь. Представьте себе: 1981 год, СССР, на дворе «развитой социализм», молодая семья, работники Республиканской студии ТВ в Алма-Ате подают документы на выезд в Израиль. Сразу же обрушилась лавина собраний и обсуждений, осуждений и угроз. Обвиняли в предательстве, обзывали потенциальными убийцами, унижали в присутствии коллег и угрожали со стороны органов безопасности. Знакомые и сослуживцы моментально отвернулись от нас – опасно общаться с «врагами народа». И всё только потому, что мы хотели жить в Израиле.
Прошло много лет. Давно исчезли тот страх и напряжение, с которыми жили на протяжении долгих семи лет отказов в выезде в Израиль. И вот наш фильм «1914. Последний еврей» проходит отбор, попадает на конкурсную программу документального кино в номинации «Отцы и дети». Не скрою, волновались, как нас примут, что скажут. Вдруг нахлынули воспоминания тех тревожных лет. Но буквально с первых же мгновений нашего пребывания в Ялте все опасения, что мы на чужом празднике, разбились как волны Чёрного моря о берега провинциальной Ялты. Провинциальной – с положительной стороны. Не засорили город и прекрасные пейзажи бетоном и стеклом, многоэтажными зданиями и вывесками суперсовременных европейских магазинов. Та же старая набережная, на которой сидят старики и играют в шахматы, те же кораблики возят народ из Ялты до Ласточкиного гнезда…
Быть вместе – это прежде всего оставаться такими, какими мы есть всегда, без напыщенности, придуманной важности, ложного пафоса. Оставаться искренними, принимать друг друга без всяких предварительных догм и предубеждений. Во время фестиваля к нам подходили разные люди, говорили, что наш фильм произвёл на них сильное впечатление. Как же это просто и важно сказать человеку что-то хорошее. И как же мы бываем скупы на это.
И вот церемония вручения наград победителям творческих конкурсов. Она проходила в знаменитом Ливадийском дворце, что, безусловно, добавляло торжеству особый праздничный настрой. И вдруг как гром среди ясного неба слышу слова: «Документальный фильм «1914. Последний еврей», Иерусалим, Израиль, занял первое место в номинации «Отцы и дети».
Молодой режиссёр Эли Гершзон вышел принимать диплом и приз победителя, а ведущая фестиваля знаменитая Анна Шатилова шепнула ему, что видела фильм и он ей очень понравился. Это было то, что соединяет нас всех вместе – отношение друг к другу, взаимопонимание, проявление искреннего интереса. И это то, чем мы будем всегда дорожить, несмотря на то что живём в разных городах и странах.
Даже такой факт, как неупоминание нашего фильма в списке победителей телекинофорума некоторыми СМИ, не может испортить наши впечатления от фестиваля «Вместе». Тесные деловые контакты, совместные проекты, неформальное общение – это именно то, что объединяет, даёт возможность понять лучше друг друга, выразить свою точку зрения. Мы сможем быть вместе, если произойдёт то, что произошло с нами на телекинофоруме. Мы получили приглашение на участие в фестивалях Словакии и России, возможна совместная работа в проектах с компанией Bravo film Эдварда Старосельского (США), нам любезно предоставили видеоматериалы о фестивальной работе коллеги с Общенационального телеканала Белоруссии.
После приезда домой мы получили много поздравлений от киношников и телевизионщиков. Делясь впечатлениями о проведённых днях в Ялте и отвечая на многочисленные вопросы о месте проведения форума, об организации, программе, условиях проживания, я в шутку всем говорил: «Если знаменитый кинофестиваль в Каннах организован так же хорошо, как и телекинофорум «Вместе», то его можно считать успешным. В Каннах я никогда не был…»
Григорий (Цви) ГЕРШЗОН, продюсер, оператор