Великое чудо ХХ века – электричество, приручённое человеком, которое стало служить миллионам, став основой большой экономики. Конечно, многие законы этого чудесного явления были открыты ещё в позапрошлом столетии, но именно в ХХ веке провода опоясали весь мир. Явлением основополагающим электрическая тяга стала и для железных дорог.
Одним из истинных рыцарей отечественной электротехники был Александр Емельянович Алексеев (1891–1975) – настоящий самородок. Выдающийся практик и педагог, почётный железнодорожник, член-корреспондент Академии наук СССР. Судьба его просто невероятна!
Он родился в деревне Сорокино Кашинского уезда. В крестьянской семье, в самой настоящей глубинке. С юности стремился к знаниям, мечтал познать секреты электричества. Почти не имея средств, подростком отправился учиться – в столицу, в Петербург. В 1907 году, после окончания училища Русского технического общества, он несколько лет трудился на заводе «Дюфлон» (ныне – «Электрик»), где прошёл путь от чертёжника до заведующего отделом специального электромашиностроения. А потом – завод «Электросила», там Алексеев стал ведущим специалистом. И одновременно сдавал экзамены в знаменитом ЛЭТИ – старейшем электротехническом вузе Европы.
Александр Емельянович был учеником и последователем Якова Гаккеля, выдающегося инженера, без имени которого трудно представить историю российских железных дорог. Вместе они создавали проекты первых русских электровозов и тепловозов. Блестящий пример их совместной деятельности – тяговые двигатели ПТ-100 для первого советского тепловоза. Чуть позже оба участвовали в разработке конструкции первых советских тяговых двигателей для трамвая.
Гаккель – это уникальная школа. Однако Алексеев сам по себе являлся, без преувеличения, гением самообразования. Такие умы рождались и формировались именно тогда, в первой половине ХХ столетия. Он свободно владел тремя иностранными языками – английским, французским и немецким. Причём не только для того, чтобы читать «по профессии». Он любил поэзию и живопись, считал, что учёный должен быть широко образованным человеком, а не «одноглазым Полифемом». Сам писал стихи. И когда только время находил?! Впрочем, Алексеев был романтиком – и к любой задаче относился без страха и сомнения. Потому и добился невероятно многого.
Под руководством Александра Алексеева – ещё совсем молодого – были созданы первенцы советской энергетики – гидрогенераторы для Волховской, Свирской, Земо-Авчальской, Днепровской ГЭС. Спроектированные молодым инженером электрические машины не уступали зарубежным аналогам.
Казалось, что он с лёгкостью, без особого напряжения, создаёт проекты. В действительности же Алексеев просто не любил демонстрировать людям свои творческие муки и сомнения. С 1925 года он ко всему прочему начинает преподавать в электротехническом и политехническом вузах, а с 1932 года – в железнодорожном вузе, в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта. Там, в ЛИИЖТе, он возглавил в 1936 году кафедру «Электрические машины», которой руководил почти сорок лет, до своих последних дней. Можно сказать без преувеличения: он заложил целое образовательное направление, стал учителем для нескольких поколений инженеров, электрифицировавших наши железные дороги. Их так и называли – «Алексеевской школой».
Кстати, он был неплохим спортсменом. В 1912 году Алексеев боролся за место в российской олимпийской команде как десятиборец. Будучи уже солидным преподавателем, участвовал в студенческих соревнованиях по плаванию и частенько побеждал молодых атлетов. Чуть позже Александр Емельянович увлёкся. альпинизмом, стал кандидатом в мастера спорта СССР по этой непростой дисциплине. До преклонных лет он покорял вершины. Когда Алексееву было уже за 70, он впервые поднялся на вершину Уллу-Кара, продемонстрировав незаурядную альпинистскую технику.
Впрочем, мы немного забежали вперёд.
Когда началась Великая Отечественная война, Александр Емельянович, как и многие железнодорожники, не мог оставаться в стороне от нужд фронта. Все свои разработки тех лет он посвятил одной цели – укреплению Красной армии и её снабжения. Главным его достижением военной поры оказалось создание автоматической рельсосварочной машины РКСМ – уникальной для того времени. Его торопили, но Алексеев подписал проект только после всесторонней экспериментальной проверки, когда стало окончательно ясно, что создана надёжная современная техника. Серийный выпуск РКСМ, начавшийся в 1945 году, стал просто спасением для рабочих, ремонтников, которые в ускоренные сроки восстанавливали разрушенные железные дороги. До этого подобной техники в стране просто не существовало… За разработку рельсосварочной машины в 1949 году Алексеева удостоили Сталинской премии.
Г. ГЛАДКОВ / РИА НОВОСТИ
В 1958-м под его руководством в стенах ЛИИЖТа была создана научно-исследовательская лаборатория электрической тяги на переменном токе. В этой лаборатории были созданы и прошли испытания перспективные для транспорта электроприводы с асинхронными тяговыми двигателями. Первые в СССР! Эту работу Алексеев вёл до конца жизни. За высокую надёжность тяговый двигатель НБ418К был отмечен присвоением государственных знаков качества электровозам ВЛ80Т и ВЛ80Р.
Ему хватало времени на всё. Он постоянно консультировал специалистов Новочеркасского и Тбилисского электровозостроительных заводов. Знал о любом их проекте. Да не просто знал, а в каждом принимал участие. Алексеев и в зрелом возрасте сохранял удивительную инженерную любознательность, стремясь узнать об электровозах решительно всё. Этому способствовали сравнительно частые и основательные командировки не только в страны социалистического лагеря, но и в ведущие железнодорожные державы, где он не только изучал чужой опыт, но и делился своим. Было чем делиться. Монографии Алексеева «Тяговые электрические машины» и «Конструкция электрических машин» переведены на многие иностранные языки и хорошо известны в профессиональном сообществе.
«Электросила» – так назывался завод, работая на котором Александр Емельянович Алексеев стал инженером, известным всей стране. Во многом именно его стараниями сила электричества стала служить российским железным дорогам. Как забыть такого человека? Его труд, его мысль и сегодня продолжается. Уже не в учениках, а в учениках учеников.
Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»