Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 07 апреля 2021 г.
Спецпроекты ЛГ Станционный смотритель

Всю жизнь покоряя вершины

Сила электричества Александра Алексеева

07 апреля 2021
Александр Емельянович Алексеев

Великое чудо ХХ века – электричество, приручённое человеком, которое стало служить миллионам, став основой большой экономики. Конечно, многие законы этого чудесного явления были открыты ещё в позапрошлом столетии, но именно в ХХ веке провода опоясали весь мир. Явлением основополагающим электрическая тяга стала и для железных дорог.

Одним из истинных рыцарей отечественной электротехники был Александр Емельянович Алексеев (1891–1975) – настоящий самородок. Выдающийся практик и педагог, почётный железнодорожник, член-корреспондент Академии наук СССР. Судьба его просто невероятна!

Он родился в деревне Сорокино Кашинского уезда. В крестьянской семье, в самой настоящей глубинке. С юности стремился к знаниям, мечтал познать секреты электричества. Почти не имея средств, подростком отправился учиться – в столицу, в Петербург. В 1907 году, после окончания училища Русского технического общества, он несколько лет трудился на заводе «Дюфлон» (ныне – «Электрик»), где прошёл путь от чертёжника до заведующего отделом специального электромашиностроения. А потом – завод «Электросила», там Алексеев стал ведущим специалистом. И одновременно сдавал экзамены в знаменитом ЛЭТИ – старейшем электротехническом вузе Европы.

alekseev300.jpg

Александр Емельянович был учеником и последователем Якова Гаккеля, выдающегося инженера, без имени которого трудно представить историю российских железных дорог. Вместе они создавали проекты первых русских электровозов и тепловозов. Блестящий пример их совместной деятельности – тяговые двигатели ПТ-100 для первого советского тепловоза. Чуть позже оба участвовали в разработке конструкции первых советских тяговых двигателей для трамвая.

Гаккель – это уникальная школа. Однако Алексеев сам по себе являлся, без преувеличения, гением самообразования. Такие умы рождались и формировались именно тогда, в первой половине ХХ столетия. Он свободно владел тремя иностранными языками – английским, французским и немецким. Причём не только для того, чтобы читать «по профессии». Он любил поэзию и живопись, считал, что учёный должен быть широко образованным человеком, а не «одноглазым Полифемом». Сам писал стихи. И когда только время находил?! Впрочем, Алексеев был романтиком – и к любой задаче относился без страха и сомнения. Потому и добился невероятно многого.

Под руководством Александра Алексеева – ещё совсем молодого – были созданы первенцы советской энергетики – гидрогенераторы для Волховской, Свирской, Земо-Авчальской, Днепровской ГЭС. Спроектированные молодым инженером электрические машины не уступали зарубежным аналогам.

Казалось, что он с лёгкостью, без особого напряжения, создаёт проекты. В действительности же Алексеев просто не любил демонстрировать людям свои творческие муки и сомнения. С 1925 года он ко всему прочему начинает преподавать в электротехническом и политехническом вузах, а с 1932 года – в железнодорожном вузе, в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта. Там, в ЛИИЖТе, он возглавил в 1936 году кафедру «Электрические машины», которой руководил почти сорок лет, до своих последних дней. Можно сказать без преувеличения: он заложил целое образовательное направление, стал учителем для нескольких поколений инженеров, электрифицировавших наши железные дороги. Их так и называли – «Алексеевской школой».

Кстати, он был неплохим спортсменом. В 1912 году Алексеев боролся за место в российской олимпийской команде как десятиборец. Будучи уже солидным преподавателем, участвовал в студенческих соревнованиях по плаванию и частенько побеждал молодых атлетов. Чуть позже Александр Емельянович увлёкся. альпинизмом, стал кандидатом в мастера спорта СССР по этой непростой дисциплине. До преклонных лет он покорял вершины. Когда Алексееву было уже за 70, он впервые поднялся на вершину Уллу-Кара, продемонстрировав незаурядную альпинистскую технику.

Впрочем, мы немного забежали вперёд.

elektrovoz450x300.jpg
Электровоз ВЛ80 оснащён двигателем с электроприводом, разработанным под руководством А. Алексеева


Когда началась Великая Отечественная война, Александр Емельянович, как и многие железнодорожники, не мог оставаться в стороне от нужд фронта. Все свои разработки тех лет он посвятил одной цели – укреплению Красной армии и её снабжения. Главным его достижением военной поры оказалось создание автоматической рельсосварочной машины РКСМ – уникальной для того времени. Его торопили, но Алексеев подписал проект только после всесторонней экспериментальной проверки, когда стало окончательно ясно, что создана надёжная современная техника. Серийный выпуск РКСМ, начавшийся в 1945 году, стал просто спасением для рабочих, ремонтников, которые в ускоренные сроки восстанавливали разрушенные железные дороги. До этого подобной техники в стране просто не существовало… За разработку рельсосварочной машины в 1949 году Алексеева удостоили Сталинской премии.

relsosvsrochnaya450x300.jpg
В наши дни рельсосварочная машина – непременный атрибут железнодорожного хозяйства
Г. ГЛАДКОВ / РИА НОВОСТИ


В 1958-м под его руководством в стенах ЛИИЖТа была создана научно-исследовательская лаборатория электрической тяги на переменном токе. В этой лаборатории были созданы и прошли испытания перспективные для транспорта электроприводы с асинхронными тяговыми двигателями. Первые в СССР! Эту работу Алексеев вёл до конца жизни. За высокую надёжность тяговый двигатель НБ418К был отмечен присвоением государственных знаков качества электровозам ВЛ80Т и ВЛ80Р.

Ему хватало времени на всё. Он постоянно консультировал специалистов Новочеркасского и Тбилисского электровозостроительных заводов. Знал о любом их проекте. Да не просто знал, а в каждом принимал участие. Алексеев и в зрелом возрасте сохранял удивительную инженерную любознательность, стремясь узнать об электровозах решительно всё. Этому способствовали сравнительно частые и основательные командировки не только в страны социалистического лагеря, но и в ведущие железнодорожные державы, где он не только изучал чужой опыт, но и делился своим. Было чем делиться. Монографии Алексеева «Тяговые электрические машины» и «Конструкция электрических машин» переведены на многие иностранные языки и хорошо известны в профессиональном сообществе.

«Электросила» – так назывался завод, работая на котором Александр Емельянович Алексеев стал инженером, известным всей стране. Во многом именно его стараниями сила электричества стала служить российским железным дорогам. Как забыть такого человека? Его труд, его мысль и сегодня продолжается. Уже не в учениках, а в учениках учеников.

Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»

Тэги: Арсений Замостьянов Александр Алексеев
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кони были не стальные

    05.10.2022
  • Там, где рельсы уходят вдаль

    07.09.2022
  • Мечтая о скорости

    31.08.2022
  • От флота к железным дорогам

    24.08.2022
  • Ворота в сказочную Тавриду

    17.08.2022
  • Демократия для Дзержинского

    114 голосов
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Константин и его константы

    36 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS