Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 сентября 2025 г.
  4. № 35 (6999) (03.09.2025)
Невский проспект Спецпроект

Пафос отчаяния

Мир картин Валерия Лукки

03 сентября 2025
Николай Симоновский

Беседу вела Арина Обух, писатель, художник

Картины Валерия Лукки (на фото) узнаёшь сразу. Они «лица необщим выражением». Кажется, глядя на них, что художник не пишет, а бьёт кистью о холст. Вот, например,«Сон», в котором художник забыл свои тапочки, они прикреплены к холсту. Вот Петербург, где заблудился Ван Гог. Вот два брата, скроенные из одного холста. Художник швыряет в картину предметы, чувства, миры. И те послушно остаются там, создавая внутренний сюжет, отражая время...

Пятого сентября в Большом зале Санкт-Петербургского Союза художников открывается юбилейная выставка мастера, пространство которой он делит со своим другом – недавно, увы, ушедшим художником Феликсом Волосенковым. Она так и называется: «Мой друг Феликс и я. Пафос отчаяния». То есть зрителей ждёт живописный разговор о жизни, всегда полной обстоятельств непреодолимой силы.

Необычная финская фамилия «Лукка» в переводе означает «замОк». Родителей будущего художника, обрусевших финнов, после Великой Отечественной войны выслали в деревню Порохово Ярославской области, там у них родились два сына – Валерий и Николай. Один станет живописцем, другой – поэтом. Вместе они напишут книгу «Бродяга и Борей».

– Валерий Николаевич, вы ощущаете себя русским или финским художником?

– Был такой случай: открылась выставка в Финляндии и меня там представили как финна из Петербурга, который финского языка не знает. Много народу, лето, после открытия банкет на лужайке. Развели костры, разлили по бокалам. После очередного бокала я почувствовал, что уже понимаю общий смысл разговоров. Мало того: начинаю принимать участие в беседе. Я этого не помню, но мне так рассказывал куратор выставки: «Знаешь, ты вчера начал по-фински разговаривать. И сразу зашептались все, что к ним шпиона заслали под видом художника…» Наверное, сработала генетическая память: в детстве моя мама дома разговаривала с нами по-фински.

– Вы не сразу «пошли в художники» – поначалу манила авиация. Летали?

– Редко. Поступил в авиационное училище в Риге, отвечал за радиосвязь и локацию, потом меня направили в Фергану. Брат присылал мне из Питера книги по искусству. Николай хоть и младше меня, но когда в 17 лет я ходил на танцы, он отправлялся в Эрмитаж. Брат всегда хотел чего-то большего, я же был банальным мальчиком. И вот Коровин, Клод Моне и вообще импрессионизм показались мне вершиной всего в искусстве. Свобода, никакой социальной озабоченности у художника, чистое искусство. Я даже начал этюды писать… Но это уже входило в противоречие с воинской службой. Решил уйти из армии. Но как?.. Присягу давал – служи 25 лет. Как офицер. Уйти можно или по медицинским обстоятельствам, или через тюрьму.

Написал письмо министру обороны: «Прошу уволить меня из армии, хочу стать художником» – наивнее некуда, как из детского сада. Переписка продолжалась два года. Меня пытались вразумить: «Здесь вы обеспечены. У вас жена, дочка родилась, а вы хотите стать художником…»

– Жена Эльвира и дочка Маша. Как вы впервые встретили Эльвиру? Свою жену и музу.

– Однажды я пришёл в местный Союз художников, показал свои опусы. И один из мастеров пригласил меня в студию при Доме культуры. Там я и увидел Эльвиру. Мне захотелось нарисовать эту необыкновенную девушку. Может быть, в тот момент я вспомнил Гогена, которым тогда увлекался.

– Очень люблю ваши портреты Эльвиры. Только как же вас всё-таки отпустили в художники?

– Меня спросили: «Вы уверены, что у вас есть талант?», я ответил: «Конечно, не уверен». Тогда мне прислали такое письмо: «В случае, если Академия художеств даст вам справку, что у вас есть талант, мы будем ходатайствовать перед министром обороны о вашем увольнении из армии».

Я собрал свои этюды и по­ехал в Москву, прямо к президенту Академии художеств – скульптору Екатерине Белашовой. Она прочитала письмо из армии, куда-то позвонила и сказала: «Академия заседает всего четыре раза в год, но вам повезло, завтра в два часа в Суриковском институте будет учёный совет».

Я всю ночь не спал, дождался утра и пошёл. Меня сразу узнали, чудака в форме. Вердикт был таков: «Трудно судить, что из вас может получиться, но так как вы с таким напором из такого далека приехали и добились, чтобы вас рассмотрели, то мы решили вас поддержать». Я, воодушевлённый, лечу обратно в Фергану, однако очередная высокая армейская комиссия решила: «Служи и не морочь голову!»

– Знаю, что вы стали художником, причём знаменитым, но всё равно волнуюсь: что же произошло дальше?

– Меня отправили в госпиталь и уволили, если так можно выразиться, как «свихнувшегося» на почве живописи.

Я вернулся в Питер, нам выдали комнату в коммуналке в Апраксином дворе. Сам двор напоминал и картины Мориса Утрилло, и Джорджо де Кирико с его пустынными перспективами. Я сразу стал поступать и в Мухинское училище, и в Репина, но подготовка оказалась недостаточной… Тогда подал документы в Репу на искусствоведческое отделение, хотя почти ни одной книги ещё не читал по искусству, кроме двух томов Джона Ревалда «Импрессионизм» и «Постимпрессионизм».

На экзамене выпал билет «Константин Коровин и французский импрессионизм». Повезло! Я так горячо на эту тему разговаривал, что мне поставили пятёрку и приняли. Хотя я был совершенно тёмный человек.

– Вы пишете, что в те времена появился такой тип, как «кочегар со сверхзадачей». Как пел иноагент БГ: «поколение дворников и сторожей».

 – Да, восемь лет в кочегарке проработал. Как и мой брат, поэт-кочегар. Оба со сверхзадачей.

– В ваших работах часто можно встретить маленького обнажённого человечка в разных обстоятельствах: распятый, воскресший, в психушке, в море, в себе… Это и человек вообще, и Валерий Лукка в частности…

– Человек приходит в мир голым. И, несмотря на все свои одежды, он очень уязвим. Это такая самоидентификация, отношение между человеком и мирозданием.

– Давайте немного о выставке «Мой друг Фе­ликс и я. Пафос отчаяния». Художники умеют дружить?

– В какой-то момент конфликты разорвали нашу дружбу в клочья. Но живопись Феликса я люблю. Некоторые его работы меня задевают, тревожат – именно цветом, цветовой комбинацией. Вообще, в Союзе художников есть целая секция живописи, но живописцев-колористов, которые переживают картины в цвете, очень мало.

– Петербург графичен, поэтому, наверное, здесь больше графиков. Раньше столько разных стилей появлялось, а сейчас?

– Свистопляска стилей пришлась на первую половину XX века, они сменяли друг друга, но в итоге были сплющены буквально в несколько десятилетий. Грубо говоря, с Энди Уорхола начался постмодерн. Или с писуара Дюшана на нью-йоркской выставке. А сегодня и постмодерн буксует. Вопрос «Что такое искусство?» сменился на «Что ещё можно назвать искусством?». Банан? Назовём банан. Акулу законсервированную? И её назовём. Большой кризис длится почти полвека. Ничего нового стилистически не рождается, идёт перемалывание предыдущих стилей – эклектика.

Валерий Лукка. Окно

– Как у Бродского: «Я заражён нормальным классицизмом, а вы, мой друг, заражены сарказмом».

– Да, в постмодерне много цинизма и сарказма. Лет тридцать назад многие искусствоведы узнали слово «концепт» – и началось… В концепте есть намерение и декларация. То есть законсервированная акула содержит какие-то смыслы – защита экологии, например. Но к искусству это имеет слабое отношение.

– Представьте, что у вас есть возможность встретить личность из любой эпохи, кто бы это был? Что бы вы у него спросили?

– В молодости я обожал The Beatles, потом тяжёлый рок, потом джаз и классическую музыку, а сейчас я люблю молчание. Видимо, я так стар, что ни с кем не хочется встречаться, никого ни о чём не хочется спрашивать.

– Зато внутри ваших картин много собеседников: Бродский, Мандельштам, Платонов, Толстой, Ван Гог, Вермеер, Федотов…

– Прочёл Платонова и по­нял – это живопись. Его человеческая и литературно-эстетическая позиция мне очень близка до сих пор. Эхо Ван Гога тоже навсегда во мне. А когда нечаянно попадаю на строчку Бродского – дух захватывает: он в классическую стихотворную форму вкладывает своё чувство сегодняшнего дня, сгусток чувств. И у Мандельштама строки настолько острые, что ранят.

– А в чём «пафос отчаяния»?

– В драме жизни. Где-то идёт война, а мы её почти не замечаем. Но всё-таки позвоночником чувствуем. Конечно, можно отгородиться: писать цветы или летний пейзаж. Но и у них, как мне кажется, будет уже иная интонация. Обычно в живописи меня волнует сам цвет, композиционный ход, ритм – всё это часто бывает закрыто сюжетикой. Поэтому хочется стереть этот верхний слой сюжета и оставить только основу, внутренний мир картины…


Тэги: Художник
Обсудить в группе Telegram

Арина Обух

Родилась в 1995 году в Санкт-Петербурге. Выпуск... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Не люблю картины с готовыми ответами»

    25.07.2024
  • Райский герой

    06.04.2024
  • Добрый и великий

    14.02.2024
  • Эпоха в лицах

    17.01.2024
  • Одержимый творчеством

    20.12.2023
  • Мастер

    30 голосов
  • Без канона нет свободы

    22 голосов
  • «Тайна плюшевых мишек»

    18 голосов
  • История с белыми пятнами

    14 голосов
  • «Визитная карточка» Сан-Франциско

    13 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Выставка Интервью Событие Утрата Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Классики Очевидец Эпоха и лица
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS