История нашего времени. ХХ век. По пути модернизации: экономическое и общественно-политическое развитие Вятского края в ХХ веке. – Киров, 2011. – 797 с. – 100 экз.
Как-то у Анатоля Франса (было это сто лет назад) собрались друзья. Внезапно мирная беседа, посвящённая древней истории, прервалась уличным скандалом: повздорили два лавочника, в конфликт вмешалось несколько человек. Гости писателя, глядя в окно, позабавились комичными мизансценами и вернулись к своей беседе. Часа через два Анатоль Франс попросил одного из гостей рассказать об этой уличной сцене. Тот рассказал и был тут же оспорен другим гостем. Мнения об увиденном разделились решительно. Хозяин дома подвёл итог: мы своими глазами видели происходящее, прошло всего два часа, и уже не можем найти согласие. Что тут говорить о древней истории…
Этот эпизод часто мне вспоминается при чтении исторических книг.
К чести автора, известного в регионе краеведа, надо заметить, что он старается излагать «разные правды». Особенно это относится к периоду Гражданской войны. А в этом регионе России она носила, по мнению многих историков, особо ожесточённый характер: только здесь рабочие оборонного Ижевского завода и их товарищи с Воткинского завода сформировали антибольшевистскую пролетарскую дивизию, влившуюся в армию Колчака. Лишь недавно в нашей стране стало возможным упоминать о ней…
Но главное в книге – это, конечно, обилие поразительной исторической «фактуры». Сохранилось, например, меню столовой для ослабленных детей от 4 января 1943 года: «Суп-лапша на воде с 4 гр. масла; овсяная каша в первой половине дня; мучной кисель во второй половине дня». Ещё выписка из отчёта Роговского сельсовета за 1943 год: «Семья Просвирниной Елены Ивановны, муж погиб на фронте, имеет 5 человек детей от 4 до 14 лет, выработала (за год) 713 трудодней, но получила только 65 кг хлеба…»
Закончить хочу поразительной по точности сентенцией автора в главе о 1970-х годах:
«Контраст между благополучными жителями и заключёнными в проносящихся по городу грузовиках, между сознательными рабочими и хулиганами на автобусных остановках, между атеистами и верующими людьми – обычный фон времени, практически не описанный современниками по одной причине: это не требовало описания, так как само собой разумелось. Так теряются в истории многие штрихи, и прошлое становится непонятным».