Каждый, кто приезжал в Вязьму поездом, наверняка запомнил этот монумент – памятник погибшим железнодорожникам. Этот паровоз на пьедестале был воздвигнут 19 апреля 1980 года в честь железнодорожников Вяземского узла, которые погибли, сражаясь с врагом в годы Великой Отечественной. Что осталось в памяти через 75 лет после победы, через 79 лет после страшных первых недель войны? Если вдуматься – очень многое. Каждый день кровопролитного сопротивления. Каждый день борьбы.
Невелик старинный русский город Вязьма, что издавна стоит на смоленской земле, – не сравнить со столицами. Но какая борьба шла вокруг него в 1941 и в 1942 годах! Ни одна европейская страна не оказала гитлеровцам столь ожесточённого сопротивления. Ведь Вязьма была важнейшим железнодорожным центром. Контроль над ним означал многое. Стратегически важная развязка! Через неё на запад, к линии фронта, шли воинские эшелоны, а на восток двигались составы с эвакуированными заводами и людьми. Так было в 1941 году.
Немецкое командование поставило перед своими лётчиками задачу – стереть этот «проклятый город» с лица земли, чтобы полностью парализовать систему путей сообщения сражавшегося Советского Союза. Но эшелоны успели пройти, а железнодорожники не прекращали работу под бомбами, подчас не обращая внимания на воздушную тревогу.
Путь к Победе
Вяземцы хорошо знают, что значит война. И помнят.
16 июля 1941 года немецкий десант, высадившись на перегоне Присельская – Ярцево, преградил путь поездам в сторону Вязьмы. На перегоне остались в окружении бригады машинистов Бориса Болотина и его друга Михаила Кручинина. А у них – составы с воинскими грузами. И сражались машинисты как воины, и к своей работе относились как к воинской службе. Как они прорвались в Вязьму? Как спасли составы? Слова Ильи Эренбурга звучали как пароль, как призыв, пренебречь которым невозможно: «Красной Армии нужно ещё больше орудий, ещё больше снарядов. Железнодорожники, теперь вы прокладываете путь к победе!»
Мимо гитлеровского десанта Болотин промчался на высокой скорости. Они и охнуть не успели. Но вскоре увидел, что оказался в ловушке: путь загорожен разбитыми вагонами. Тогда он подорвал паровоз и самостоятельно направился к Вязьме. По дороге пришлось пристрелить гитлеровского офицера… Он всё-таки сохранил груз (гитлеровцы не успели разбомбить вагоны) и доставил командованию ценные сведения. А Кручинин вместе с красноармейцами с оружием в руках пробился через гитлеровский заслон. И Болотин, и Кручинин за этот подвиг были удостоены орденов Ленина.
31 июля 1941 года стервятники люфтваффе совершили массированный налёт на Вяземский железнодорожный узел. В этот день под бомбами погибли 500 мирных жителей города и окрестных сёл. В руины превратилось паровозное депо. Груда кирпичей и досок осталась от некогда уютного железнодорожного вокзала. На трудовом посту погибли приёмщик локомотивов Владимир Холдеев, начальник цеха водоснабжения Василий Петро.
Немцы оккупировали Вязьму. Сила в те дни была на их стороне. И жестоко мстили этому городу. После освобождения Вязьмы обнаружилось, что в городе не осталось ни одного уцелевшего предприятия. Такова трагическая правда войны.
Партизанская слава
В трудные дни тысячи – без преувеличений! – работников железной дороги вступили в ряды партизан и подпольщиков, чтобы отразить удар немецких оккупантов и не допустить врага к Москве. А ведь в те дни гитлеровцы казались непобедимыми!
Можно только восхищаться тем, как верили в победу вяземские железнодорожники, грудью вставшие на защиту столицы. Большинство из них – совсем молодые, комсомольцы. И все они верили: «Москву не отдадим! Выстоим!» Хоть и прошёл немец огненным смерчем по нашей земле тысячи километров – а всё равно победа будет за нами.
Сильны были гитлеровцы, но партизаны заставили их долго помнить вяземских железнодорожников, ставших, вместе с контрразведчиками из подразделений НКВД, основой подпольных отрядов. Они были профессиональным ядром диверсантов-подрывников. Кто умеет строить железную дорогу – тот знает, как её уничтожить, чтобы не прошёл враг.
Достаточно вспомнить одно имя – Владимира Яковлевича Сарнова, – чтобы понять масштаб партизанских подвигов героев-железнодорожников. Он был соратником Константина Заслонова – тоже железнодорожника, организатора одной из самых действенных подпольных организаций в оккупированной Белоруссии. В Орше Сарнов был заместителем начальника депо по ремонту паровозов. В начале войны его Родину оккупировал враг – и Сарнов стал одним из руководителей подполья. Действовал при этом так профессионально, будто его специально готовили к диверсионной работе… Его имя для нас священно – как память о народном подвиге в Великую Отечественную. Ведь трудно даже представить, как сложилась бы судьба нашей страны, если бы не партизаны.
На Смоленской земле возник партизанский отряд «Реванш». Возглавлял его лейтенант Иван Суетнов. Первоначально отряд состоял из солдат-окруженцев, продолживших борьбу в тылу врага. Но «работать» с железнодорожными линиями их научили вяземцы-путейцы. В сентябре 1942 года партизаны из «Реванша» пустили под откос немецкий эшелон в районе станции Касня.
Бессмертной славой покрыл себя и сражавшийся на Вяземской земле партизанский отряд имени 25-летия Октября. У оккупантов не было ни одного спокойного дня на Вяземской земле.
Дороги в будущее
А после войны многие бывшие подпольщики вернулись на железную дорогу и в первую очередь занялись восстановлением пути. Часто им доводилось восстанавливать те участки железной дороги, те мосты и депо, которые они сами же приводили в негодность, будучи партизанами. И в том и в другом случае это была работа необходимая и героическая. И выполнили они её своевременно. Уже через десять лет после окончания войны Вязьма снова стала важнейшим железнодорожным узлом – на этот раз не для фронта и тыла, а для страны, которая вставала из руин. Ей остро требовались переброски строительных материалов, горючего, машин… Всё это стало возможным только при бесперебойной и чёткой работе железнодорожников. И главный трудовой груз снова лёг на их плечи – в недалё ком прошлом фронтовиков и тружеников тыла. Они не жаловались на судьбу. Просто прокладывали дороги в будущее. И защищали его от захватчиков.
Стоит возле станции паровоз. Прохожие смотрят на него как на техническую диковинку. А это – памятник человеческой доблести. Монумент, по большому счёту посвящённый всему фронтовому поколению железнодорожников. Они не сдались врагу. Сражались – и в самые чёрные, и в победные дни войны. Без них Красная армия не получала бы пополнения, а тыл – предприятий, которые возрождались на новых местах после эвакуации. И то и другое – важнейшие слагаемые Победы. И потому в День Победы возле этого паровоза всегда можно увидеть живые цветы.
Это – от внуков и правнуков Победы.