Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 05 июля 2024 г.
Литература Рецензия

Выходя к речке

05 июля 2024

Сева Гуревич. Как собирают пазл. – СПб.: Радуга, 2024. – 104 с.

В книгу прозы поэта, члена Союза писателей Санкт-Петербурга Севы Гуревича «Как собирают пазл» вошли рассказы и эссе, размышления и зарисовки, сны.

В своих произведениях автор вольно и вместе с тем виртуозно обходится с категорией времени, а фантазия становится для него универсальным инструментом, благодаря которому оказываются возможны любые превращения, трансформации и условности. Вот, например: «Когда-то я был большим, а потом уменьшился и снова стал маленьким. Мне приходилось притворяться. По мелочам: что плохо читаю, пишу, складываю и умножаю числа, играю в шахматы. Один раз я сильно удивил своего тренера – забывшись и сыграв с ним в полную силу» («Когда-то»). Мягкий юмор и добрая ирония, оптимистичный взгляд на мир сочетаются в произведениях Севы Гуревича с истинной мудростью, философской печалью и подлинной глубиной: «Сегодня, уже повзрослев, когда многое ушло в никуда, я никак не могу вспомнить, пересёк ли уже ту точку времени, когда вдруг уменьшился и стал маленьким. А ведь я так ждал этого момента, мне так хотелось узнать – что будет дальше?»

Воспоминания о детстве – один из основных мотивов в книге. Трогателен «Сон» – начиная с описания встречи рассказчика с маленькой девочкой, «лет восьми» («Да. Когда нам было по восемь-девять, и даже поболее того – где-то до тринадцати лет, мы, пацаны, выходя к речке, часто встречали её – наверное, почти такую же девочку») и заканчивая последующим пробуждением в финале.

«Тише, – сказала она. – Тихо, не кричи. Пойдём».

Больше я ничего не помню.

Потому что действительно проснулся. Было страшно и слегка поколачивало, как будто воды реки всё ещё касались меня».

Автору блестяще удаётся передать состояния, переживания персонажей, он внимателен к деталям, психологически точен.

«На втором марше лестницы его нога подворачивается на обледенелой плоскости или на каком-то мусоре, и он кубарем летит вниз до поворота стены. Сундук, громыхая, следует за ним. Из-под подскакивающей на ступеньках крышки выглядывает, а затем вырывается наружу смерть и, заодно со своим старинным жилищем, оно за ней, вместе они, ритмически складно отсчитывая убывающие ступени, устремляются к застывшему в ужасе мальчику» («Сон о сундуке»).

Стоит отметить также, что, даже принимаясь за прозу, Сева Гуревич остаётся поэтом. И речь здесь не об обилии метафор и образов (хотя и они тоже присутствуют, все описания в книге выразительны и зримы), а, скорее, об экзистенциальной стороне его прозы при её кажущейся внешней лёгкости и даже легкомысленности (подумаешь – сны!). Читатель получает возможность из обрывков, эпизодов, зарисовок, казалось бы, никак не связанных между собой, собрать полотно жизни. Не все её фрагменты являют собой яркие лоскуты весёлого ситца, есть здесь и грубая материя… Но именно это зачастую и определяет нашу действительность. Разная, неоднородная, красивая и ужасающая, она принадлежит нам. Или не принадлежит? Ответить на этот вопрос каждому предстоит самостоятельно.

Выходя к речке, часто ощущаешь, что мир перед тобой – как на ладони, и весь этот простор – только твой. Так и, прочитав сборник Севы Гуревича, обретаешь что-то действительно ценное и важное. Его проза не реалистична, а фантастична, действие часто разворачивается в пространстве сна и временами напоминает театральную постановку. Однако декорации и мизансцены столь убедительны, а реплики столь точны, что безоговорочно веришь всему сказанному. Нет никаких сомнений, что, каждый прочитавший сборник, получит достаточно впечатлений и пищи для размышлений, чтобы сложить свой собственный уникальный пазл.


Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Алиса Соколова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS