Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 января 2025 г.
  4. № 3 (6967) (22.01.2025)
Литература Библиосфера

Выхожу из солнечной тюрьмы

23 января 2025

Макс Батурин. Гений офигений / Сост. Борис Кутенков. – М.: Выргород, 2024. – 242 с. – (Поэты антологии «Уйти. Остаться. Жить»).

Ещё одна посмертная книга стихов. Это хорошо.

«Они любить умеют только мёртвых…» Если говорить о поэтах, то это не совсем так. Классиков – да, пока ещё умеем. С недавними современниками – сложнее. Мы их не то чтобы не умеем любить – мы их порой даже не знаем.

Особенно тех, кого «смыло» девяностыми.

Андрей Немзер назвал девяностые «замечательным десятилетием», имея в виду прозу. Впрочем, и для русской поэзии девяностые тоже были по-своему замечательными. Но вот для поэтов скорее нет.

Многие оказались поражены немотой, ушли из поэтической жизни, а зачастую из жизни вообще. Причём лучшие. Те, кто ярко начинал в восьмидесятые.

Макс Батурин был одним из них.

Он родился 9 января 1965 года в Томске, где прожил свою недолгую жизнь. Учился на истфаке местного университета, участвовал в местной литературной и музыкальной жизни, лечился в местной психушке. Дважды был женат. 26 апреля 1997 года покончил с собой.

Написал завещание, скан выложен на сайте, посвящённом поэту (https://maxbaturin.com/). Ничего экзистенциального. Краткое, деловое распоряжение относительно своего литературного наследства.

Иное дело – сами стихи.

Я хотел бы снять и выбросить

брюки, рубаху и майку

и остаться в одних трусах и носках.


Я хотел бы читать только

                  рекламный проспект

Томской областной конторы

                     по прокату кинофильмов.


И ещё я хотел бы посвятить жизнь

выращиванию карликовой яблони...

И чтобы все дни

                были самыми длинными в году.


Стихотворение датировано 5 февраля 1988 года.

Вообще, все наиболее яркие и интересные стихи сборника (и большинство стихов в целом) помечены 1988–1989 м.

Это годы расцвета молодой позднесоветской поэзии. Её выхода из андеграунда на сценические площадки и журнальные полосы. В Москве – клуба «Поэзия», альманаха «Зеркала»; новых имён, групп, течений. Установка на эксперимент, парадоксальность, осмеивание и пародирование всего и вся.

Всё это было и в стихах Батурина: «города сибсельмашей сибэлектромоторов / искусственных сердец в соусе пикан / ремонтирующих двери теряющих сберкнижки / передающих адреса где переночевать со спиртом». И далее:

города уксусных школьников без головы

трёхэтажных художников

                           с двумя саунами

упавшего в грязь разбитого асфальта

это наше Отечество

                        и то что отцы не достроили


Это стихотворение, датированное 5 мая 1988 года, называется «Мы достроим». Стихотворный документ времени. Даже не совсем понятные «искусственные сердца в соусе пикан» (в книге «пикант»: исправил по предыдущим публикациям). Соус этот, вероятно, попал сюда из «кухни» Булгакова: в 1987 м в СССР было впервые издано «Собачье сердце», где этот соус упоминался.

«В Максе свободно уживались и enfant terrible томской литературы («Бог любит троечниц с ногами Моны Лизы…»), и куртуазный маньерист («Вы вся – изящество, вся – женственность, вся – нега. / На Вас меха и финская дублёнка. / С какою грацией Вы мучили ребёнка / За то, что он жевал кусочек снега…» – написано задолго до появления Степанцова и К), и нежный лирик…», – вспоминает Ольга Рычкова («Знамя», 2000, № 2).

В стихах Батурина действительно очень много всего – самых разных стилистических линий, голосов и отголосков.

И обэриутство, и Маяковский, и соц-арт; и традиционный стих, и верлибр; и некоторая эстрадность, и одновременно заумь и герметичность. Эти стихи исчерпывали и закрывали собой многое в поэзии 80 х – но многое и предчувствовали, и открывали. Кроме уже названного куртуазного маньеризма – например, и манеру позднего Алексея Цветкова: «о чём в ночи стенают лифтов шахты / о встречах у шиповника в бреду / о с бухты охлажденьи и с барахты / о письмах ты придёшь я не приду / о разуме мольбу и снисхожденьи / услышать нечем да и всё равно / и невозможно кто к самосожженью / готовился и ждал его давно / три сотни слов блестящих как солдаты / выстраиваются лишь позови / карьера шкурок солнечных в цукаты / рожденье вновь не умершей любви».

Стихотворение датировано 5 марта 1988 года – до «Шекспира отдыхает», с которого обычно начинают отсчёт поздней манеры Цветкова, ещё восемнадцать лет.

Ольга Аникина в конце книги причисляет Батурина к представителям рок-поэзии. Думаю, это лишь одна, хотя и важная, линия в его стихах. В сборнике много того, что трудно представить звучащим не только под гитарный бой, но даже просто со сцены. Например, «Стихи Анжеле (из сумасшедшего дома)» с их прозрачностью, опрощением и внутренней тишиной: «Мне стало лучше. / Вероятно, ты за меня помолилась./ Спасибо тебе, / ангел мой./ Сегодня я отправил/ открытку тебе./ Не помню, что я там написал, / но надеюсь – / не очень грустное./ Молись обо мне ещё! / Вся надежда моя –/ на тебя и на Бога.../ Впрочем,/ и на себя тоже:/ это отчётливо понимаешь / в больничном уединении. / Я люблю тебя. / Да будет свет!»

Свет, вероятно, так и не наступил. Период выхода из литературного андеграунда, краткий и шумный, сменился годами поэтической немоты. Не у одного Батурина... Обрушились идеология, уклад, смыслы и привычки; обрушился и поэтический язык, самый хрупкий и чуткий из всех языков. Зал, прежде переполненный, пустел на глазах.

Но дело даже не в опустошении залов. Опустошённым оказался сам поэтический язык. Прежний, на котором думали и писали поэты, вышедшие из андеграунда в конце 80 х, формировался в противостоянии казённому языку советского официоза. Исчез объект противостояния – быстро исчерпал себя и язык андеграунда.

Справлялись с этой немотой поэты по-разному. Кто-то продолжал публиковаться, кто-то замолкал на время, ища новый язык, кто-то замолкал навсегда. Кто-то, не выдержав давления немоты, уходил из жизни.

Я выхожу из солнечной тюрьмы

и жду, когда меня подхватит ветер.


Сегодня русская поэзия снова в состоянии перезагрузки. Пришли в движение тектонические слои, возникает новая социальная реальность, которая требует для своего описания, переживания, осмысления новый поэтический язык. Тем важнее становится опыт языковых поисков конца 80 х – начала 90 х. В том числе и опыт Максима Батурина. 

Евгений Абдуллаев

Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS