Наверное, я действительно чего-то не учёл, если читатель не понял моей иронии по поводу неудачливого судьи-взяточника». Каюсь. Полностью согласен с автором письма, бывшим судьёй Александром Нестругиным, что не в объёмах взяток дело. Не важно, сколько чиновник незаконно получил с гражданина, важнее сам факт взятки, а страшнее всего, что все мы погружены в это море беззакония, из которого никто не знает, как выбраться. Да-да! Мы сами – ни большевики, ни Путин, ни олигархи – довели себя до полнейшего морального ограбления!
Ваш полезный совет насчёт того, что скверну надо жечь калёным железом и пламенным словом, работал кое-как, пожалуй, лет эдак 50 назад, потом почему-то этот способ перешёл в разряд анекдотов. Вам жаль. И, представьте себе, мне тоже жаль, что даже газетных публикаций давным-давно перестали бояться. Вот поэтому и остаётся не зубоскалить, а лишь грустно смеяться над потерянным временем. Мне кажется, сегодня и это не худший вариант противостоять злу.
Что же касается вашего второго совета – в качестве экспертов по вопросу борьбы с коррупцией вместо адвоката, прокурора и чиновника пригласить к дискуссии хлебороба, сталевара и механизатора, то, уважаемый г-н Нестругин, примите мой встречный совет: возьмите чистый лист и составьте себе список таких же белоснежных, как эта бумага, ваших знакомых пролетариев, которые бы парили над нашим бренным морем беззакония и ни одним пёрышком в нём не замарались. Увы, в России коррупция уже давно не носит классового окраса! Она всенародна!
Эксперты же, представленные в моей статье, живут в реальной жизни, каждый сталкивается с проблемой коррупции ежедневно, и каждый в силу специфики своей деятельности пытается представить выход из нашей ситуации. Каждый пытается нащупать твёрдую точку, опираясь на которую страна выкарабкается на твёрдый берег, где все люди братья, все говорят только правду и, если уж не до безумия любят друг друга, то хотя бы терпят чужие недостатки.
А власть… Ну что власть?.. Там простые, как и мы с вами, задёрганные проблемами люди. Да, там, наверху, финансовые потоки шире, там и откручивать тайный кран не надо, само собой накапывает.
Что же касается бананово-лимонного Сингапура, о котором я обмолвился, и опыта его граждан – применить рыночные механизмы для борьбы с коррупцией, то у них эти методы сработали, на мой взгляд, только потому, что исторически рыночный способ ведения хозяйства и управления обществом никто в той далёкой стране 80 лет подряд не выжигал калёным железом. Вместе с его носителями: крестьянами, торговцами, хозяевами и служащими частных предприятий, а заодно с учёными, писателями, деятелями культуры, как это происходило в России. Да разве сегодня кто-то может, честно глядя нам с вами в глаза, утверждать что в России образовался-таки какой-никакой рыночный строй? Всмотритесь: мутная, никому не подчиняющаяся экономика, видимость налоговой и социальной политики, чуть прикрытые околорыночной демагогией... Но это мой личный взгляд, может быть – неправильный, и я не призываю вас его немедленно принять...
А вот в чём полностью с вами солидарен, уважаемый Александр Нестругин: всем нам, а во власти в первую очередь, может быть, даже волевым порядком нужно чаще вводить в наш обиход слова Совесть, Честь, Правда. Во всяком случае, в каждой статье на одно слово «деньги», «финансы», «бюджет» пусть будут под любым предлогом вставлены хотя бы в скобках, хотя бы в порядке эксперимента по три этих слова.
обозреватель «ЛГ»