На его счету десятки оригинал-макетов газет, журналов и альманахов, целая коллекция логотипов. А газета «Вечерний клуб», например, вообще получила от него свой символ – симпатичную ворону. Его работы в области полиграфического дизайна завоёвывают награды на российских и международный конкурсах.
А для себя он ещё делает (мастерит? создаёт? творит?) с десяток журналов (брошюрок? тетрадок? буклетов?), на задней обложке которых стоит неизменное: «Вырезал, клеил и писал Александр Архутик (Акын Простотак)».
Названия изданий таковы: «Глупеем (вкусно, легко, надёжно) вместе. Приложение к журналу «Глупеем правильно»»; «Звёздный зуд»; «Бабломания»; «Чу-Ма» («Журнал Чудохинских Маргиналов»); «Nihil (журнал о том, чего уже нет…»; «Мир тоски»; «12 женщина Алтынбека Архутыбаева и т.д.
– Саш, а… А зачем тебе эти издания? Ведь это, как говорят писатели, «работа в стол»…
– Да сам не знаю. Очевидно, это такой способ самовыражения. Одни картинки рисуют, другие стихи сочиняют, а я делаю журналы, печатаю их тиражом пять, максимум 10 экземпляров и раздаю друзьям и единомышленникам. Никакой прибыли – одни убытки.
– Как бы ты определил стиль этих изданий?
– Один мой друг-журналист назвал это «Медиаарт в стилистике социального абсурда». Может быть, и так.
– А идеологию?
– Журналы я делаю вручную (hand made), и это принципиально. Для меня важна «случайность». Случайная фотография, случайная фраза, вырванная из контекста. Первоначально – только общая идея. Что в итоге получится, не знаю. Журналы и другие проекты носят иронично-абсурдистский характер. Это мой стиль диалога с реальностью, в которой многое не нравится. Прежде всего – принципы общества потребления, которое потребляет человека, консюмеризм, тотальная власть денег (всё покупается, всё продаётся), засилье глупой и навязчивой рекламы, идеология гламура и т.д. Очень часто я не придумываю тексты, а пользуюсь готовыми из различных реклам и журналов, соединяю (микширую) их и стараюсь добиться абсурдных смыслов. Картинки я тоже вырезаю из различных изданий (в основном глянцевых – там печать и бумага получше). Для меня важно соединение текста и картинки. Может быть, поэтому – форма журнала.
– А почему «Акын»? Да ещё и «Простотак»?
– Акын для меня – это символ свободы творчества. Сидит в бескрайней степи в тени юрты и поёт о чём душа пожелает, просто так.
– Я слышал, ты ещё в нежном возрасте уже пытался выпускать журнал. Нынешняя работа – реализация детской мечты?
– Да, в нежном возрасте я издавал свой журнал, правда, уже не помню, как он назывался, но помню удовольствие, которое испытывал при этом.
– Что говорят об изданиях коллеги-художники?
– Из коллег-художников их мало кто видел. Честно говоря, на данном этапе меня это не особенно интересует. Для меня намного важнее было бы найти единомышленников – неважно, художников, поэтов, музыкантов, писателей или просто неравнодушных – и что-нибудь такое придумать вместе. Что – не знаю.
– Судя по обилию идей и названий уже реализованных, ты не собираешься останавливаться на достигнутом?
– Я бы уже давно остановился, но заканчиваешь один проект, появляется идея следующего. И так уже несколько лет. Если это закончится – буду делать что-нибудь другое (например, сочинять песни акынов).
– А широкой читательской аудитории ты собираешься их представить?
– Они почти все выложены на моём сайте. Некоторые советуют выкладывать на Facebook. Я думаю, что в ближайшее время так и поступлю. А может и нет.
Беседу вёл Александр НАДЕЖДИН