Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Общество

Выше балл – лучше школа

01 января 2007

РЕЗОНАНС

Учить не будем. Начнём готовить к ЕГЭ

Уже два примера, взятых наугад из последних демоверсий КИМ по математике и физике, заставили ужаснуться. Формулировки задач небрежны, рекомендуемые решения и их оформление содержат ошибочные или спорные положения, не предполагают раскрытия школьником глубины рассуждений.

Например, в задаче по математике изначально не была выделена область определения, необоснованно отклонено решение, в котором нуль приравнивался к отношению ограниченной величины к бесконечно большой. Наконец, сама запись рекомендуемого решения не демонстрировала ассоциативности и рациональности применения тригонометрических соотношений. В задаче по физике чисто квантовые процессы описывались языком сугубой классики. Электрон сталкивался и отскакивал, как бильярдный шар, не было даже намёка на то, что в микромире действуют совершенно другие законы, настолько другие, что они не могут быть восприняты человеческой интуицией! Вопрос о том, что же в действительности было подвергнуто педагогическому измерению, завис в воздухе.

Педагогические измерения выполняют, по существу, вспомогательные функции и объективно (в чём никто не виноват), скорее, вредят образовательному процессу, чем ему помогают, стимулируя вредную адаптацию к целям и средствам контроля (лучшая школа та, где выше баллы ЕГЭ!). Процесс разработки тестовых задач инфицирован коммерческими и карьерными интересами. И действующий порядок надзора не в состоянии распознать и предупредить неадекватность тестирования в силу узости круга контролирующих лиц и опять-таки зависимости их карьерного роста от статуса самого ЕГЭ.

Мы действительно запустили процесс вырождения образования («Умом Фурсенко не понять», «ЛГ», № 2). Именно ЕГЭ определил сегодня меру успешности образовательного процесса в целом! Вот она, осознанная всеми подмена цели! Невольно приходят на ум последствия подмены народной многонациональной культуры суррогатами, синтезированными скукоженным до размеров городской тусовки российским медиасообществом.

Если применимость универсальных тестов для оценки текущих знаний по естественным наукам ещё можно обсуждать, то в вопросах диагностики духовных и нравственных качеств, потенциала личности корректные измерения остаются недостижимой утопией. Как если бы мы взялись за воспитание у молодых людей высоких нравственных начал на основе показателей, заимствованных из их электрокардиограмм или электроэнцефалограмм, пусть даже и подвергнутых самым изощрённым средствам инструментального анализа и статистической обработки.

Да, тестирование, а также обучение с применением информационных технологий обладает огромным позитивным потенциалом. В частности, при оценке уровня соответствия того или иного учебного заведения заявленным параметрам лицензирования и аккредитации. Здесь есть что обсуждать и над чем думать. Но одно по отношению к ЕГЭ следует сделать, как представляется, незамедлительно – отказаться от прилагательного ЕДИНЫЙ, сохранив статус государственного, а также восстановить традиционные формы экзаменов по всем без исключения предметам, предоставив выбор средств измерения знаний и гражданской зрелости за учениками.

Отбор же и редактирование конкурсных и тестовых задач разумно передать общественным региональным научно-педагогическим советам (РНПС). При этом разработку тестовых задач, вариантов образцового решения, а также оценки промежуточных этапов решения может выполнять всякий участник образовательного процесса, в том числе (а может быть, и прежде всего!) сами школьники.

Нова ли обсуждаемая проблема? Её контуры хорошо обозначены уже в книге У.П. Рейтмана «Познание и мышление», изданной в Москве ещё в 1968 году. Предостережения, высказанные 40 лет назад, призывают критически посмотреть на манипуляции с баллами ЕГЭ, не допустить уподобления наших детей шестерёнкам и валам, качество которых измеряется по стандартам, имеющим большой уровень допуска. Слишком высока вероятность признания неперспективным талантливого ребёнка.

Руслан ГОРДЕНКО, кандидат физико-математических наук

КОММЕНТАРИЙ
До 1 марта будущие абитуриенты должны выбрать предметы, по которым они будут сдавать единый государственный экзамен. Но как выбирать, если условия постоянно меняются? Сначала платным вузам разрешили принимать студентов по своим правилам, а затем объявили, что для имеющих государственную аккредитацию зачисление возможно только по результатам ЕГЭ. То опубликовали один список творческих специальностей, по которым предусмотрены дополнительные испытания, то другой, расширенный. К тому же многие вузы, по словам главы Рособразования Николая Буслаева, вывесили на своих сайтах перечни экзаменов, не соответствующие списку, утверждённому Минобрнауки.
Чехарда с введением единого экзамена продолжается уже два месяца. И неудивительно, что за отмену ЕГЭ, по данным опроса, проведённого недавно Исследовательским центром портала  SupеrJob.ru, выступают уже 63% граждан. 15 февраля митинг против такого реформирования отечественной системы образования прошёл у стен Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге, 20 февраля – в Новопушкинском сквере в Москве. Вернуться к традиционным экзаменам предложил мэр столицы Юрий Лужков.
А может быть, действительно вернуться? Как сообщил Николай Буслаев, бюджетных мест во многих вузах в этом году будет «неограниченное количество и предложение удовлетворит чуть ли не весь спрос». Тогда по какому поводу сыр-бор? Давайте принимать всех желающих, а потом уж производить отсев. Как, кстати, делают во многих странах, с образовательных систем которых мы и скопировали свой единый, но разделивших общество пополам экзамен.

Обсудить в группе Telegram

Руслан Горденко

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кровь для Победы

    08.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Утопленное оружие

    07.05.2025
  • Злой не имеет будущего

    07.05.2025
  • На сломанном дереве

    07.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS