Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 ноября 2021 г.
  4. № 44 (6807) (03.11.2021)
Телеведение

Вышли мы все из общаги?

На сетевых платформах появился фильм режиссёра Романа Васьянова

03 ноября 2021
Ирина Старшенбаум, Марина Васильева и Илья Маланин в «Общаге»

Это дебютный фильм известного оператора Романа Васьянова («Тиски», «Стиляги», «Одесса», «Отряд самоубийц», «Патруль», «Ярость»), снятый по первой повести популярного нынче писателя Алексея Иванова. Эпиграфом к картине могло бы послужить дополненное одним словом замечание Воланда: «Люди как люди… жилищный вопрос и власть только испортили их».

Место действия – вузовское общежитие в Свердловске, а указанное в титрах время (1984 г.), по сути, не определено, поскольку привязок к конкретным историческим вехам нет, так что зритель волен накладывать происходящее на предшествующие и последующие десятилетия вплоть до нынешнего времени. Действующие лица и исполнители (отметим превосходный актёрский ансамбль): серьёзный и задумчивый первокурсник Забелин (Геннадий Вырыпаев), его старшие друзья, каждый со своим характером: бонвиван Игорь (Илья Маланин), поэт-пьяница Иван (Никита Ефремов), разбитная Света (Марина Васильева), более сдержанная Нелли (Ирина Старшенбаум), которые проводят время в разговорах и попойках, а также вышестоящие персонажи – председатель студсовета со знаковой фамилией Гапонов (Евгений Серзин), комендантка Ботова (Юлия Ауг) и её муж, завхоз Ренат (Александр Кудренко), выделяющий приглянувшимся студенткам отдельные комнаты взамен на интимные услуги, – муж, которого она ненавидит, но не решается порвать с ним отношения и покрывает. Тут и завязывается сюжет: одна из жиличек не выдерживает домогательств Рената и бросается с крыши. Нечаянным свидетелем трагедии становится Забелин, вышедший в коридор во время гулянки, которая грозит её участникам выселением, а то и отчислением из учебного заведения. Дать показания против завхоза – обречь себя и друзей на изгнание, если не на исключение из комсомола с отчислением из учебного заведения, умолчать – пойти против совести. Перед судьбоносным выбором оказываются и четверо весельчаков, которых правительница обещает оставить в покое, если они вынудят товарища не сообщать следствию об увиденном. И без того закупоренная атмосфера сжимается, чтобы разрядиться иррациональным взрывом, которого не предвидел ни один участник конфликта, хотя герои рассуждали и о значении случайностей в жизни, и о беспределе в месте их обитания.

Расхождения в оценке картины обнаружились сразу после кинотавровской премьеры. Одни сочли её вполне реалистичной, другие – неточной в деталях, сгущающей краски до черноты и лишённой катарсиса, кто-то говорил о немотивированности происходящего, кто-то категорически заявил, что в 80-е годы такого не только не было, но и быть не могло, ибо столь экстремальный случай, как самоубийство студентки, неизбежно привлёк бы внимание высшего начальства, однако оно на экране не появляется. Попутно стоит отметить, что аргументировать невозможность чего-то намного труднее, чем возможность: для первого необходимо знать общие закономерности, а для второго достаточно примера.

В критических замечаниях есть доля правды: в «Общаге» отсутствуют некоторые причинно-следственные связи, хотя они могли бы сделать её убедительнее. К примеру, в повести Иванова упомянуто, что сестра завхоза является женой проректора вуза, но в картине нет этой существенной детали, объясняющей наглость домогателя. Не говорится и о том, что принуждает героев цепляться за место в общежитии, – мизерная стипендия, отсутствие родительской поддержки, дороговизна съёма жилья, малое количество арендодателей, потребность жить в близкой среде или нечто иное. Понятно, что авторы фильма стремятся изолировать место действия, чтобы представить его как относительно независимую систему со своими порядками, но это может снизить доверие к рассказу.

Как бы то ни было, «Общага» допускает привязки не только к разным временам, но и к разным местам – от приснопамятной станицы Кущёвской до детских пансионатов, домов для престарелых, школ-интернатов, психиатрических лечебниц, удалённых воинских частей и целых стран, где правители могут получить неограниченную власть над подданными. 

Тэги: Виктор Матизен Ирина Старшенбаум
Обсудить в группе Telegram

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Бегущие в никуда

    03.08.2022
  • Любовная драма на фоне Кавказской войны

    01.06.2022
  • По неписаному шаблону

    18.05.2022
  • Упыри без скуки

    06.04.2022
  • Души в пустыне

    09.03.2022
  • Иностранец в России,

    74 голосов
  • Страсти по Зулейхе

    72 голосов
  • Две Зои из двух эпох

    69 голосов
  • «Т-34» c Рублёвки

    55 голосов
  • Фантомные боли

    53 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS