Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 30 марта 2024 г.
  4. № 12 (6927) (27.03.2024)
Литература Авторская рубрика

Высота лебедя

30 марта 2024

Не представляю, как это объяснить. И даже назвать. Есть такое состояние – пред-сон. Ты там не спишь, только начал ещё уплывать, знаешь, что лежишь, но уже краешком сознания видишь инобытие, кармашек сна.

Там и сюжеты другие, не как в настоящих снах: короткая вспышка, чёткий кадр.

Даже свет там, подсветка – другие.

Вот опять утром вижу такой пред-сон. А там снова, как и неделю назад, женщина, сидящая сзади, мне говорит: «Пусть ваша дама снимет шляпу, мешает».

Так она меня уже в прошлый раз достала (нет рядом со мной никакой дамы, никакой шляпы на несуществующей даме нет, только перекинут чей-то плоский белый плащ через соседнюю спинку), что вместо того, чтоб сказать «пересядьте», как в прошлом таком пред-сне, я просто в раздражении выныриваю.

...Белый плащ, сложенный и перекинутый через спинку кресла, похож на крыло.

Вспомнил тут сказку Андерсена про сестру и её братьев, превращённых в стаю диких лебедей.

Как она вязала им из жгучей крапивы рубахи-кольчуги, обречённая на молчание, как обвинили её в колдовстве (а она всё вязала и вязала в сырой камере эти рубахи), как приговорили к костру (а она и на палаческой телеге вязала обожжёнными руками последнюю рубаху). И как слетелись вдруг к телеге одиннадцать лебедей, как накинула она на всех рубаху-панцирь одну за другой. И как белоснежные птицы превратились в людей и все увидели чудо.

Но меня всегда мучила мысль, ещё в детстве: что было потом с тем братом, которому досталась не довязанная до конца рубаха? У которого торчало лебединое крыло из крапивного рукава. Что он делал потом, как жил: в сущности, уродом, гибридом? Что думал? «Почему именно я? Может, она меньше всех любила меня? Если стала набрасывать рубаху на меня последним».

Он ведь хоть и с крылом, но, как воин, вернувшийся с войны, без руки. Ходит теперь с пустым рукавом. Тот с настоящим пустым рукавом. Этот с крылом. Та же идея зияния.

А вдруг он хотел осенью улететь? Странной этой частью своей. Всё тело, нет, не хотело: тело хочет забиться в нору, в дом, заготовить побольше припасов. И только одно крыло нервничает, болит. Фантомной болью полёта. Пора, брат, пора. «Куда пора, сестра моя, недовязанное крыло?» Туда, где белеет за тучей гора. Ну, может, и не гора, может, мы и не орлы, пожиже будем, но туда, туда, где можно лететь – над озером и рекой, над темнеющими лесами, над желтеющими холмами, над вашими маленькими, как прямоугольнички, человеческими домами.

Кстати, как высоко летает лебедь? Уточнил: два с половиной километра. Хотя изредка может подняться и до девяти. Это выше Эвереста. Зачем? Господи, это как от моего дома до Красной площади, если положить высоту полёта лебедя плашмя.

Вообще, хорошая идея: я сегодня прошёл высоту лебедя, а вчера только высоту галки, а завтра одолею высоту стервятника Рюппеля, также положенную плашмя. Стервятник, названный в честь немецкого биолога, летает выше всех птиц, достигая высоты 11 300 метров. Впрочем, может быть, он один только раз так и летал.

...Опять вижу пред-сон: лечу очень высоко, непонятно как. Без парашюта и крыльев. Чудом лечу. Вдруг сзади голос (может, ангел, может, стервятник): «Подвинься».

Как будто ты можешь в небе кому-то мешать, что-то собой загораживать: вот же оно какое огромное.

А потом снова голос за спиной (хоть я и подвинулся): «Можете не летать? Очень мешает».


Тэги: Четвертое дыхание
Обсудить в группе Telegram

Дмитрий Воденников

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Ненайденный клад

    03.10.2024
  • Человека забыли

    01.03.2024
  • Человека забыли

  • Ненайденный клад

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS