Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 декабря 2023 г.
Литература Интервью

«Высшие силы за нами следят»

Быть поэтом – это возвращать ускользающую красоту

22 декабря 2023

Для того чтобы постигать мир с помощью поэзии, надо включать память, считает Инна Ростовцева. Беседуем о её современниках, о проектах, созданных в Литинституте, и о том, что значит быть творцом.

– Более шестидесяти лет вы работаете в литературе как критик и литературовед. Как вы сами позиционируете себя?

– Недавно мой бывший студент рассказал мне, что его годовалая дочь всё время спрашивает: «Кто я? Кто я?», а он не знает, как отвечать. Я задумалась и задала этот вопрос философско-метафизического направления себе: «Кто я, Инна Ростовцева?» И ответила: «Я человек, который хотел открывать, постигать, чувствовать мир с помощью поэзии». Возможно, критик, поэт, не знаю... Для этого надо включить память. Ведь память, как известно, говорит.

– Вы писали об известных поэтах: Ю. Кузнецове, Ст. Куняеве, Ю. Кублановском, И. Жданове, И. Лиснянской. Почему именно они, а не другие привлекли ваше внимание? Что объединяет их, столь разных, между собой?

– Эти поэты – мои современники, остро чувствующие нерв жизни, входившие в современный литературный процесс, определяя и созидая его. Но что такое современность? В эссе «О современности. Поэт. Философ» Николая Бахтина (1894 – 1950), старшего брата М.М. Бахтина, высказана мысль, которая мне близка: «…современность – единственная данная нам реальность, что только от современности и через современность возможно для нас восхождение в прошлое, в древнее, в извечное…». Именно так поэты, о которых мы говорим, «жадно питаясь соками современности», «корнями проросли в глубину, бытие», – к традиции отечественной истории, народной культуры, метафизики и мифа. Этим они завоевали читателя, привлекли внимание критики и моё – тоже.

Но в поле моего зрения всегда были и те, чья творческая судьба сложилась не лучшим, подчас трагическим образом: они выпали из литературного процесса, не получив должного внимания, понимания и издания. Это переводчик Владимир Державин, поэты Виктор Василенко, Евгений Блажеевский, Олег Чухно, Владимир Коробов, Юрий Марков, Иван Шепета и ныне живущие Сергей Гонцов, Виктор Коллегорский и Алексей Филимонов. К ним можно добавить и глубокого поэта Александра Казинцева, известного при жизни как публициста и критика, а также недавно открытого «ЛГ» классически-тонкого лирика Михаила Фильштейна. Можно сказать: «Это русские второстепенные поэты», но, как мы знаем из истории отечественной словесности, именно среди них Николай Некрасов, автор этого определения и статьи с таким названием, разглядел в своё время (в 1860 г.) Тютчева, предсказав, что это будет поэт первой величины. Не есть ли это тот урок для современного критика, который он должен помнить и которому следовать по мере своих сил.

– В ряду этих имён особое место занимает имя воронежского поэта Алексея Прасолова (1930–1972), которое вы открыли читателю. Какие ещё остаются сегодня в критике «белые пятна» в освоении художественного мира этого трагически рано ушедшего поэта?

– Стихи Алексея Прасолова входят во все антологии русской поэзии XX века. Но он по-прежнему остаётся по-настоящему неосмысленным сложным автором, а его мироощущение – свободным для глубоких исследований и прочтений. Это прежде всего относится к философской содержательности лирики Алексея Прасолова, её ярко выраженному экзистенциальному характеру. Впервые на это обратил внимание австрийский славист Алоиз Волдан в своей первой – а он написал четыре статьи о поэте, это серьёзный вклад в прасоловедение – научной статье «Алексей Прасолов – философская поэзия из провинции». Но, увы, в настоящее время связь поэзии Прасолова с русской классической традицией XIX века (Лермонтов – Тютчев – Достоевский) у нас больше декларируется, чем изучается.

Лучше оценить по достоинству «философского поэта из провинции» помогут более конкретные вещи, которые стоят на повестке дня.

В столице Алексея Прасолова не издавали больше тридцати лет, что непростительно. Читатель заждался его книг. Нужна подготовка полного текстологически выверенного собрания прасоловских текстов (стихи, проза, эссе, письма). А пока – хотя бы небольшой томик избранной лирики…

– Вы много писали о молодых поэтах, открывали новые имена, преподавали в Литинституте. Какие творческие проекты вам удалось осуществить со студентами?

– В 2006 году меня пригласил на кафедру творчества тогдашний ректор Борис Николаевич Тарасов, за что я ему бесконечно благодарна. Он дал мне, критику и литературоведу, счастливую возможность лицом к лицу встретиться с новым поколением молодых поэтов, рождённым в 90-е. Какое оно?

Для меня бесспорно: оно существенно отличается от предыдущих неприятием конъюнктуры, слепого преклонения перед модными «шестидесятниками»; отсутствием синдрома (соблазна) «книги без счёта», делающего ставки на количество, а не на качество стиха. А главное в нём – внутреннее достоинство, независимость. Я подготовила со своим творческим семинаром антологию «Неопавшие листья. Лирика осени. XXI век». Замечательная получилась книжка!

Несмотря на малый тираж и объём, незамеченная на кафедре антология разлеталась в разные части света. Переиздать бы «Неопавшие листья»!

Мне удалось также сделать с ними другую книгу – книгу критики «Сжатый ветер». Она недавно вышла в издательстве «Стеклограф».

Поэт Борис Кутенков, ознакомившись с её содержанием в электронном виде, сказал мне: «Вы можете гордиться своими учениками». Я и горжусь такими поэтами, как Екатерина Ратникова, Иван Мишутин, Ирина Макарова, Александр Пивинский, Константин Сюбаев (Темиров), Ксения Емельянова, Иван Масалов, Алексей Терениченко, Григорий Ткачёв. Судьбы их складываются по-разному, итоги подводить рано, но уже сегодня им есть что сказать и как сказать.

– Критик и культуролог Вольфганг Ланге (Билефельд) в связи с вашим стихотворением «Чехов», назвав его замечательным и осуществив его перевод на немецкий язык, говорит о «лирическом даровании», которым вы, «безусловно, обладаете». Что для вас значит быть поэтом?

– Достоевский утверждал: критик непременно должен быть и поэтом. Он, видимо, полагал, что неподдельная искренность переживания, свойственная поэту, возвышает и критическую мысль.

Быть поэтом – значит глубоко чувствовать, быть постоянно томимым духовною жаждой, входить в пространство неизвестного, находить зримое в незримом. Быть поэтом – значит понимать: художественный образ автора должен стать выше, глубже, объёмнее биографического человека. Быть поэтом – значит восполнять неполноту жизни, возвращать ускользающую в мире красоту. Я как-то написала:

Какие-то высшие силы

За нами следят.

До самой могилы

Живой неотступен их взгляд.


Быть может, из душ отлетевших

Скатался единственный глаз

И смотрит в нас, жизнь потерпевших,

И луч поднимает за нас.


– Какие ваши книги выйдут в ближайшее время?

– К изданию подготовлены три книги: сборник новых стихотворений за 2014–2022 годы; книга «Золотой обруч», «Моя Австрия: эссе, статьи, перевод, стихи»; книга критики о поэзии и поэтах: статьи, диалоги, воспоминания.

К сожалению, я не вижу пока своего издателя. Но, может быть, он появится?

Поздравляем Инну Ивановну Ростовцеву с юбилеем! Крепкого здоровья и благодарных читателей!

ЦИТАТНИК

В печальный час, когда исчезла сила,

Когда вокруг не стало никого,

Природа в речке нам изобразила

Скользящий мир сознанья своего.


Обратим внимание на эпитет «скользящий». Он «управляет» диалектическим движением философско-обобщённой мысли стиха – «скользящий мир сознанья» человека и природы – и одновременно точно передаёт состояние замерзающей речки: ещё скользит, бьётся свинцовою волною. Можно прочесть, как книгу, «уходящий трепет размышленья», но можно и почувствовать последний живой, человеческий трепет страдающей речки, неравнодушной к добру и злу.

Из книги И. Ростовцевой «Мир Заболоцкого»

«ЛГ»-ДОСЬЕ

Инна Ивановна Ростовцева – критик, литературовед, поэт, переводчик. Родилась в г. Ефремове Тульской обл. Окончила филологический факультет Воронежского государственного университета и аспирантуру МГУ. Преподавала в Литературном институте им. А.М. Горького, вела творческий семинар поэзии.

Автор книг «Сокровенное в человеке», «Николай Заболоцкий. Опыт художественного познания», «Между словом и молчанием. О современной поэзии», «Стихи частного человека», «Ночь. Продолжение», статей о русской классической и современной поэзии. Член Русского ПЕН-центра Международного ПЕН-клуба Всемирной ассоциации писателей. Участник международных научных конференций. В 1995 и 2011 гг. читала лекции в Зальцбургском и Венском университетах. Лауреат премии «Артиады России» (2002), Горьковской литературной премии (2006) в номинации «Наши достижения», премии им. Н. Лескова «Очарованный странник» (2019), им. Кожинова (2022), премий журналов «Юность», «Наш современник» и др. Живёт в Москве.


Обсудить в группе Telegram

Ксения Шаповалова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Антон Лубченко: «Я ведь по жизни – странник»

    1513 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS