Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 августа 2025 г.
  4. № 34 (6998) (27.08.2025)
Невский проспект Спецпроект

Вытащен из-под земли или даже просто «вымышлен»!

В отличие от Пушкина интеллигент Мережковский столицей России не восхищался

27 августа 2025

Андрей Соколов

160 лет со дня рождения исполнилось в августе Дмитрию Мережковскому (на фото). В 1919 году этот неоднозначный человек навсегда покинул Россию, умер в Париже и сегодня всеми практически совершенно забыт. А ведь в начале ХХ века его литературная слава гремела, и не только в России. Литератора 10 раз выдвигали на Нобелевскую премию, однако в итоге получил её Иван Бунин. Впрочем, сегодня мы бы хотели напомнить читателю не обо всём творчестве Мережковского, а о его любопытном апокалиптическом эссе «Петербургу быть пусту».

Будущий писатель-эмигрант, вошедший в историю русской словесности как один из основателей символизма и историософского романа, родился в Петербурге в 1865 году. Литературой интересовался с детства и с 15 лет уже публиковался в различных журналах. После окончания гимназии Мережковский успешно получил образование на историко-филологическом факультете Петербургского университета. В 1888 году была напечатана первая книга писателя – «Стихотворения». Спустя 4 года свет увидел второй сборник, под названием «Символы». А в 1905 году из-под пера писателя вышла трилогия, которая называлась «Христос и Антихрист», прославившая его на всю Европу.

Революцию Дмитрий Сергеевич не принял, а большевиков люто ненавидел. На Петербург, где он родился и прославился, Мережковский смотрел глазами мистика и предвещал ему всяческие несчастья.

«Моя ежедневная прогулка – по Летнему саду, мимо домика Петра Великого, – начинает своё эссе автор. – Там на старых липах множество вороньих гнёзд. Когда убийцы Павла I проходили ночью по средней аллее сада к Михайловскому замку, то поднялось такое карканье, что заговорщики боялись, как бы не проснулся спящий император. Вороны и надо мной каркают...

И вот в последнее время мне чудится в их карканье злое пророчество, то самое, за которое в 1703 году, при основании города, били кнутом, ссылали на галеры, рвали ноздри и резали языки: «Петербургу быть пусту...» Веря этим пророчествам, русские люди, насильно загнанные в «Парадиз», говорили, что здесь жить нельзя, что город будет снесён водой или провалится в трясину.

Осенью 1905 года я как-то раз вечером шёл по Невскому. Вдруг все электрические фонари потухли. Наступила темнота, словно чёрное небо обрушилось. Подростки-хулиганы засвистели пронзительно, и раздался звон разбитого стекла. По направлению от Аничкина моста к Литейной бежали чёрные толпы. Ковыляющая старушка-барыня со съехавшей набок шляпой закричала мне в лицо: «Не ходите, там стреляют!» И мне действительно послышались или почудились выстрелы. Было страшно, как во сне. И вспомнился мне сон. Впрочем, снов рассказывать не следует. Только два слова. Чёрный облик далёкого города на чёрном небе: груды зданий, башни, купола церквей, фабричные трубы. Вдруг по этой черноте забегали огни, как искры по куску обугленной бумаги. И понял я, или кто-то мне сказал, что это взрывы исполинского подкопа. Я ждал, я знал, что ещё миг – и весь город взлетит на воздух, и чёрное небо обагрится исполинским заревом».

Своё апокалиптическое эссе Мережковский написал в 1908 году, уже после революции 1905 года, когда он вместе с супругой Зинаидой Гиппиус, напуганный и ошеломлённый, уехал в Европу. Но скоро вернулся.

«Я уехал, – продолжает он, – в том же году, когда уже почти всё было кончено; вернулся этой осенью, в самое сердце реакции, в самое сердце холеры. Ни той, ни другой не видно конца. Каждый день на страницах «Нового времени» печатается Memento mori: «Заболело 17 человек, умерло 9». Кажется, на всём Петербурге, как на склянке с ядом, появилась мёртвая голова. Сведущие люди уверяют, будто бы холера никогда не кончится и устье Невы сделается необитаемым, как устье Ганга: «Петербургу быть пусту…»

Тогда он, как и все русские интеллигенты, усиленно расшатывал государственный строй в России, провозглашая, что как только рухнет ненавистное им самодержавие, тут же наступит желанное царство «счастья и свободы».

«Надо прожить несколько лет в Европе, чтобы почувствовать, что Петербург всё ещё не европейский город, а какая-то огромная каменная чухонская деревня, – поносил он город, в котором родился. – Не вытанцовавшаяся и уже запакощенная Европа. Ежели он и похож на город иностранный, то разве в том смысле, как лакей Смердяков «похож на самого благородного иностранца»…

Да, Петербург не изменился, и в этой-то неизменности, неизменяемости – «лицо смерти»… Петербург выращен, вытащен из земли или даже просто «вымышлен», – заявлял Мережковский.

«В 1714 году Пётр задумал умножить Петербург; заметив, что в городе медленно строились дома, царь запретил во всём государстве сооружать каменные здания с угрозою в противном случае разорения имения и ссылки. Постановлено было на всех судах, проходивших в Петербург через Ладожское озеро, также на всех подводах привозить камень и сдать его обер-комиссару...»

Ещё бы не умышленный город!»

Так восклицает Мережковский и обрушивается на Пушкина, который Петербургом восхищался.

«Недавно, – пишет он, – по поводу холеры, один врач в Городской думе заметил с цинической, но живописной грубостью, что «весь Петербург стоит на исполинском нужнике».

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия...


Александр Бенуа. Иллюстрация к поэме «Медный всадник»

– восклицает Пушкин. Ужасно то, что этот исполинский нужник – исполинская могила, наполненная человеческими костями. И кажется иногда в жёлтом тумане, что мертвецы встают и говорят нам, живым: «Вы нынче умрёте!» – как сказал Печорин Вуличу, заметив на лице его «странный отпечаток неизбежной судьбы».

«Медный всадник» – «петербургская повесть» – самое революционное из всех произведений Пушкина. «Пушкин представлял поэму в цензуру, – говорит Ефремов, – но разрешения на напечатание не последовало». Если бы поэму поняли как следует, то, чего доброго, и в наши дни не последовало бы разрешения…

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной

На высоте, уздой железной

Россию вздёрнул на дыбы?


Дыбой называлось орудие пытки, на котором били кнутом… Петербург и есть та «вечная дыба», на которой пытают, – Христос или Антихрист?

Достоевский понял, что в Петербурге Россия дошла до какой-то «окончательной точки» и теперь «вся колеблется над бездной».

…над бездной…

Россию вздёрнул на дыбы.


Но нельзя же вечно стоять на дыбах. И ужас в том, что «опустить копыта» – значит рухнуть в бездну…»

«По Петербургу пронеслись вдруг слухи, что у Калинкина моста стал показываться по ночам мертвец в виде чиновника, ищущий какой-то утащенной шинели и сдирающий со всех плеч, не разбирая чина и звания, всякие шинели.

Это Акакий Акакиевич. Мертвец ухватил за воротник «одно значительное лицо»: «А, так вот ты наконец… Я тебя того…» – «Ужо тебе!»

Навстречу Медному всаднику несётся Акакий Акакиевич. И не он один. Бесчисленные мертвецы, чьими костями «забучена топь», встают в чёрно-жёлтом, реакционно-холерном тумане, собираются в полчища и окружают глыбу гранита, с которой Всадник вместе с конём падает в бездну...»

«Несколько лет назад, в один морозно-ясный день, появились вокруг низкого солнца над Петербургом какие-то бледные радуги, похожие на северное сияние, – пишет он в завершение своего эссе-предсказания. – Видевшие помнят ли или забыли, как забывают ныне всё, что было? Было, как не было. Когда я смотрел на это знамение, то казалось, вот-вот появится «конь бледный, и на нём всадник, которому имя смерть».

Смерть России – жизнь Петербурга, может быть, и наоборот, смерть Петербурга – жизнь России. Глазами смотреть будут и не увидят; ушами слушать будут и не услышат. Не увидят «Всадника на белом коне», не услышат трубного голоса: «Петербургу быть пусту…»

То страшное, что предсказывал Мережковский ещё в 1908 году, с Петербургом произошло. Город стал жертвой невиданной ещё в истории революции, затем Гражданской войны. А потом такой же невиданной в истории блокады, в которой погибло более миллиона его жителей. И сам Мережковский стал жертвой своих же собственных страшных пророчеств: он оказался изгнанником, все прежние его почитатели от него отвернулись, а на похороны в Париже писателя, былого кумира литературного Петербурга, никто не пришёл...

«Петербургу быть пусту» – пророчество царицы Авдотьи, первой жены Петра I, – наверное, самая знаменитая фраза, сказанная кем-либо когда-либо о городе на Неве. Её повторяют поэты и учёные, учителя и экскурсоводы каждый раз, когда говорят о наводнениях, грозящих Северной столице с самого его основания. На самом же деле царица Авдотья такого не говорила! Это фразу придумал Мережковский.


Тэги: Эпоха и лица
Обсудить в группе Telegram

Андрей Соколов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Гениальность определяется временем»

    23.08.2025
  • Магия любви

    20.08.2025
  • На берегах Невы и Сены

    16.08.2025
  • Большая повесть поколенья

    20.07.2025
  • Он мечтает переделать мир

    07.07.2025
  • Думать – это не развлечение

  • Рубенс нашей музыки

  • Капитан Игнатов

  • Исповедовался людям

  • Чадо питерских инженеров

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Книга Выставка Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS