Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 декабря 2013 г.
  4. № 49 (6442) (11.12.2013)
Искусство

Взаимные симпатии

11 декабря 2013

Бриттен. – М.: Центр книги Рудомино, 2013. – 368 с.: ил. – 1000 экз.

В рамках «Сезонов Бенджамина Бриттена в России», проводимых по случаю 100-летия со дня рождения композитора, помимо выставки в ГМИИ картин из его личной коллекции, обширной программы концертов, вышел в свет сборник под лаконичным названием «Бриттен» и с прекрасными одухотворёнными руками героя на обложке. 

Первое издание на русском языке включает биографию знаменитого музыканта в подаче Дэвида Мэтьюза, переписку Бриттена с Дмитрием Шостаковичем, Мстиславом Ростроповичем, Галиной Вишневской, Святославом Рихтером и Ниной Дорлиак, а также эссе, написанные специально для этой книги Геннадием Рождественским и музыковедом Людмилой Ковнацкой. Презентация сборника прошла в Итальянском дворике ГМИИ им. А.С. Пушкина, предваряя звучание произведений Бриттена. Лиричная, изящная, непредсказуемая, его музыка незаметно завораживает слушателя, уводя в необъяснимые сферы, и спорящие друг с другом звуки объясняют душе её священное одиночество…

На другом концерте, в Лондоне 1960 года, случилось знакомство, переросшее в большую творческую дружбу Бриттена, Ростроповича и Шостаковича. Последний посвятил британскому композитору свою Четырнадцатую симфонию, ответным посвящением стала притча «Блудный сын», в дни проведения этого фестиваля впервые прозвучавшая в России. Для Г. Вишневской был написан вокальный цикл «Эхо поэта» на стихи Пушкина, а для великого виолончелиста – шесть сочинений, одно из которых, пятичастная Соната in C для виолончели и фортепьяно (op. 65, 1961), прозвучало в стенах музея на Волхонке в камерном исполнении Р. Комачкова и А. Гориболя.

В Советском Союзе Бриттен бывал в 1960-е гг. несколько раз с фестивалями и гастролями. По свидетельству Ричарда Джармана, гендиректора Фонда композитора, несмотря на природную замкнутость, тот «невероятно симпатизировал советским музыкантам» и «становился теплее и открытее в ответ на теплоту и эмоциональную импульсивность русской души». Россия оказала на него сильнейшее влияние – с детства он интересовался русской музыкой, Чайковский был одним из его любимых композиторов (Третья сюита для виолончели заканчивается музыкой, в основе которой лежит русская народная песня в аранжировке Чайковского и православное поминальное песнопение, звучащее у Петра Ильича в Шестой симфонии), отголоски сочинений Прокофьева слышны в его Фортепианном концерте, а Шостакович покорил коллегу ещё в 1936-м, когда Бриттен впервые услышал оперу «Леди Макбет Мценского уезда»…

В самой Англии книга Д. Мэтьюза, также композитора и помощника Бриттена, неоднократно переиздавалась, хотя сложилась уже целая ветвь в музыкознании – бриттеноведение, – включающая различные исследования этого социокультурного феномена. Например, к юбилею издан также шеститомник его писем и дневников с комментариями и разбором сочинений. «Бриттен» тонко согласовывает два полюса – книга адресована как профессиональному музыканту, так и любителю-неофиту. Тщательно рассмотрены композиторская техника, элементы стиля, проведён анализ партитур, но за столь пристальным вниманием к творческому аспекту мы не теряем из виду и создателя самобытного звукового мира, романтика, верящего в идеалы, служащего красоте и гармонии. Сын дантиста, ставший первым в мире композитором, удостоенным за свои заслуги титула пэра, барон Бенджамин Бриттен-Олдборо стеснительно улыбается нам с многочисленных фотографий, покоряя невероятным обаянием и какой-то детской беззащитной кротостью…


Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Арина Абросимова

Журналист, искусствовед, сценарист, редакт... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS