Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 30 июня 2023 г.
Спецпроекты ЛГ Станционный смотритель

«Я мечтал написать поэму о паровозе»

Объяснение в любви художника Самохвалова

30 июня 2023
Александр Самохвалов (1894–1971)

Когда на весь Союз звучала песня про «страну мечтателей, страну учёных», советское искусство с полным основанием могло гордиться современной плеядой талантливых художников. То, что они создавали, легко входило в обиход эпохи. Воспринималось как вечная правда жизни, которая всегда существовала и будет неизменной.

Так происходит, когда искусство точно попадает в резонанс времени. Редкое и яркое явление. Таковым оказался и Александр Самохвалов – художник, «заряженный» эпохой предвоенной индустриализации. А индустриализация – это в первую очередь паровозные свистки и движение бесконечных товарных составов, без которых промышленность просто не сможет заработать.

Воспитанник Кузьмы Петрова-Водкина, Самохвалов сразу обратил на себя внимание как художник, к чьим картинам нельзя остаться безучастным. Он открыто эмоционален. В любой его композиции – нерв. И есть жизнелюбие, оптимизм – между прочим, редкая нота для живописи прошлых веков. Самохвалов создавал плакаты, иллюстрации, рисунки для агитационного фольклора, а кроме того – восстанавливал фрески в старинных соборах и получал золотые медали на международных выставках. Широкую известность ему принесла серия акварелей «Метростроевки». Причём она стала уже не первым серьёзным подступом художника к железнодорожной теме. Ещё до этого, в 1931 году, он написал картину «Ремонт паровоза», которая сегодня по праву считается классикой жанра и украшением коллекции Русского музея. Самохвалов увидел, насколько это сильный образ: человек и стальная магистраль, человек и современная машина. Конечно, его интересовал современный герой, однако не меньше занимала его и техника – как художественный образ.

Художник вспоминал: «Я страстно любил беспокойную и соответственно размеренную звонками, гудками, свистками жизнь железных дорог, жизнь, идущую под аккомпанемент вагонных колёс, мощных вздохов паровозов с тимпанными звуками буферов. Всякая дорога – и особенно железная дорога – изменяет содержание жизни едущего (тогда ещё не было авиалиний) и потому навевает мысли об изменениях жизни и о новой жизни. С самого раннего детства я любил паровозы, их технику, их «пастбища» на станциях, где они отдыхали, подновлялись и готовились к новым пробегам. Я особенно любил пассажирские паровозы с огромными двухметровыми колёсами, окрашенными ярко-красным цветом. Я любовался этим гигантским стальным конём на остановках, когда он грузился дровами или пил воду, шипя и вздрагивая от полноты дыхания и жажды движения, и той безудержной радостью, когда после звонков и гудков, испустив глубочайшие вздохи, он медленно, но мощно рванётся вперёд, чтобы исчезнуть за поворотом или в голубой дымке далёких далей. Я мечтал написать поэму о паровозе. Без жеребёнка. С жеребёнком уже написал великолепную поэму Есенин. Я хотел написать поэму о паровозе и о людях, его построивших и управляющих им. Обстоятельства сложились так, что я смог написать лишь эскиз этой поэмы. Это небольшой холст, но всё же это был этап в моём творческом труде, и в нём отразился также некий этап нашей истории, когда после разрушений, нанесённых войной империалистической и войной гражданской, после разрухи восстанавливался транспорт нашей страны, и эти огнедышащие гиганты, эти пожиратели пространства получали новую жизнь… Композиционный строй этой небольшой картины не имеет планов. Она вся – первый план. Рабочий, квалифицированный мастер устраняет неполадку в золотниках над цилиндром. Молодой рабочий, лёжа на мостике, помогает ему. Другой рабочий, «культурник», укрепляет на перилах мостика плакат-лозунг. Четвёртый, стоящий спиной, приводит в порядок детали цилиндра. В глубине сложного механизма видна фигура ещё одного рабочего, обследующего исправность деталей. Все движения работающих людей, их ритмы и движения конструкций машины располагаются в единой плоскости».

Как редко художники так обстоятельно и взволнованно рассказывали о своей работе и объяснялись в любви к локомотивам и стальным магистралям! Конечно, для Самохвалова это было не дежурное признание, а воспоминание, очень важное для его творческой жизни. И он действительно создал поэму о паровозе, которая, быть может, противостоит есенинской трактовке. Только у поэта техника противостоит всему живому. У Самохвалова же они слиты воедино – и ничто не нарушает гармонию.

Картину заслуженно сочли удачей художника. Её признали и ценители искусства, и самая широкая аудитория. Недаром самохваловский «Ремонт паровоза» в начале 1930-х издали немалым тиражом в виде открытки с рассказом о важности развития железных дорог на обороте. Живописец служил «техническому просвещению».

Когда мы рассматриваем эту картину сегодня, становятся очевидны черты мировоззрения её автора, необычные для скептического ХХI века. Самохвалов (как и многие его современники) воспринимает труд ремонтной бригады как нечто героическое. Как Поступок. Картина вроде бы традиционна для того времени: производственную тему в искусстве во времена первых пятилеток ценили. Но десятки художников улавливали движение и мощь паровоза, Самохвалов же показал, как люди создают машину. Он считал их почти всесильными, настоящими героями. К тому времени тема рабочего человека стала всерьёз интересовать художников. В прежние времена труд изображали без патетики. Как нечто утомительное, механистичное. А для Самохвалова это творчество. Люди, которые учат паровозы летать по стальным магистралям, – могучие, почти всемогущие.

«Ремонт паровоза», 1931

Наследие Александра Николаевича Самохвалова огромно. Вспоминаются и триумфальные, патетические картины, и лирические, и весьма интеллектуальные и точные иллюстрации к русской классике. Можно долго говорить о достоинствах его мгновенно узнаваемой манеры. А можно просто поразмышлять о временах, когда люди верили, что железные дороги преобразят мир. И ведь не так уж преувеличивали!

Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Священная память войны

    07.05.2025
  • В трудах, в боях проверенный

    30.04.2025
  • Навечно в списках…

    23.04.2025
  • Монументы Героям

    16.04.2025
  • За себя и за того парня

    09.04.2025
  • Извлеките демократию из кавычек!

    287 голосов
  • Сталин проспал начало войны?

    262 голосов
  • Поэт и власть

    119 голосов
  • Не сойти с бесконечного круга

    113 голосов
  • Равновесие чувства и мысли

    106 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS