
Дмитрий Бутеев
Владимир Макаренков. ZV. Русское сердце. – Смоленск: Свиток, 2024. – 232 с.
Владимир Макаренков – автор десяти стихотворных книг, лауреат литературных премий А.Т. Твардовского, М.В. Исаковского, Н.И. Рыленкова, Бориса Корнилова и других. Вот уже 20 лет он является председателем Смоленского отделения Союза российских писателей.
Выход в свет его поэтического сборника «Русское сердце» – значимое явление не только в отечественной литературе, но и в общественной жизни страны. К 2024 году эмоциональный подъём конца зимы 2022 года спал – СВО затянулась и как-то отдалилась от большей части россиян. Даже курские события кардинально ничего не изменили. В связи с чем и возникает насущная потребность поэтического воззвания к сердцам соотечественников, к задремавшей совести многих из них.
На наш взгляд, в борьбе за человеческую душу художественное слово действенней публицистического. Во-первых, СМИ существенно растеряли кредит доверия в постсоветскую эпоху, во-вторых, настоящая поэзия использует не затёртые штампы, а свежее живое слово.
Открывается сборник своеобразным вступлением-троеперстием – тремя стихотворениями 2017 года (основная часть сборника создавалась в 2022–2024 годах). Первое из них – «Военная форма». Автор этим стихотворением, с одной стороны, заявляет о своей сопричастности армии, что придаёт весомость последующим поэтическим высказываниям (порой полемическим), с другой – настраивает свою лиру на определённый лад (выбранная тема требует особой ответственности, армейской подтянутости и самоотдачи). Следующее за «Военной формой» «Днепровское послание» продолжает авторское самопредставление. Его «песня мира летит от истоков Днепра белой чайкой до Чёрного моря». Обратный адрес сборника-послания акцентируется не случайно. Смоленщина – это обитель «путеводницы победителя» Одигитрии Смоленской; это родина Тёркина и его создателя – Твардовского, знаменосца Победы Егорова, автора «Катюши» Исаковского, звёздного Прометея Гагарина... Ими и подобными им в годину исторического испытания и крепится русское сердце.
В завершающем вступление «Громадном сердце» лаконично, образно, экспрессивно и семантически глубоко подаётся ведущая трагическая тема книги:
Огненный демон, вертящий мечом
Над украинцем и над казаком –
Только ошмётки летят по полям…
Миною лжи разорвало славян.
Сборник полифоничен. Есть главный голос (близкий автору лирический герой – поэт, пропустивший через своё сердце трагические российско-украинские события, стремящийся своим творчеством быть полезным стране, народу, армии). Звучание солирующего голоса усиливается, ведущая тема подхватывается другими голосами. Ролевые стихотворения дают возможность взглянуть на происходящее с различных ракурсов, помогают избежать субъективности оценок. Мы знакомимся с рассказом солдата, находящегося за ленточкой; с нами делятся своей тревогой поседевшие родители, переживающие за воюющего сына («Передайте всем нашим привет!»); мы слышим мужественный голос воина, посылающего слово поддержки уехавшему в Донбасс другу («Во славу всех побед»), к живым обращается мгновенно убитый раскалённым осколком боец СВО...
Жанрово, на наш взгляд, рассматриваемый сборник можно отнести к лирическому дневнику. Под стихотворениями стоят даты (начиная с 16 й страницы точные – с указанием не только года, но и числа). Это в основном отклики на события. Лирический герой следит за течением СВО («Едва от дел освобожусь и – к новостям»). В его взглядах происходит эволюция. Воодушевление и бодрость постепенно сменяются более глубокими чувствами, рождающими поэтический отклик. «Всё, что я здесь написал стихами, – не литературная выдумка, а огромная часть прожитой мной за время ведения СВО духовной жизни, полной боли и радости, размышлений и переживаний за наших воинов, за нашу Родину» («Послесловие»).
Особо ценны «нужные» и точные слова в минуту неудачи, и поэту удаётся их найти. «Мы сегодня мудро отступили, чтобы завтра верно победить» («На оставление Херсона»). Он интенсивно ищет духовную опору, и поиски «тверди» в «расшатавшемся» мире приводят лирического героя Владимира Макаренкова к христианским мотивам. Вплетаясь в художественное пространство, они, как, например, в стихотворении «Слёзы матерей», придают поэтическому высказыванию особенные силу и глубину. Это примиряюще утешающее, высокорелигиозное, лаконичное, семантически насыщенное произведение возносит земных матерей-страдалиц до образа Богоматери...
Завершает сборник авторское послесловие. В нём Владимир Макаренков пишет: «Может быть… судьба и готовила меня всю жизнь, чтобы в ответственный для России час послужить ей на том рубеже, где я более нужен по сути своей человеческой натуры. <…> У многих из нас в этой «войне»… свой окоп обороны. И я стараюсь удержать свою позицию силами своих природных способностей и накопленного жизненного опыта».
Подытоживая, отметим, что «Русское сердце» – результат честного поиска ориентиров в противоречивой сегодняшней российской действительности. Автор для себя их нашёл. Он верит в конечную победу добра и вселяет эту уверенность в читателя.