Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 31 января 2025 г.
  4. № 4 (6968) (29.01.2025)
Невский проспект Спецпроект

«Я построил столько морей…»

Вспоминая волшебный мир ленинградских театров

31 января 2025
Театр Музкомедии во время блокады, 1942 год

Мне ещё не исполнилось и шести лет, когда я попал в эту удивительную Вселенную. Война, Ленинград в блокаде, все театры эвакуировались, кроме Театра музыкальной комедии, который расположился в старинном здании Александринки…

Моя мама, театралка со стажем, посещала тогда исключительно дневные спектакли: оставить меня было не с кем, а малышей моего возраста вечером в храм Мельпомены не пускали – порядок был строгий. Зато мы ходили в театр бесплатно – там работала мамина знакомая Галина Семенченко, с которой они вместе выстаивали в очередях за хлебом. Галина Павловна вдобавок была нашей соседкой по дому, и у неё в комнате проживал настоящий попугай. Я хорошо запомнил висевший в кабинете администратора театра её большой портрет в образе графини Стаси из «Сильвы». С попугаем на плече.

«Сильва» – первый увиденный мной спектакль. Девушки в коротеньких юбочках, мужчины во фраках, красивые дуэты, забавные куплеты – всё это тогда очень понравилось, а текст самого красивого куплета я даже запомнил: «Красотки, красотки, красотки кабаре, вы созданы лишь для развлеченья...» В одной из красоток я узнал Галину Павловну, и превращение нашей с мамой знакомой в неземную красавицу, одетую, как принцесса из сказки, оказалось поразительным.

Вскоре я знал наизусть весь репертуар, а также имена и фамилии всех артистов Театра музыкальной комедии, что не всем маминым знакомым нравилось.

– Водить дошкольника в оперетту – это надо додуматься, – возмутилась при мне соседка по коммунальной квартире. И я подумал, что, наверно, она никогда не слышала музыки Кальмана и не видела на сцене таких замечательных артистов, как Николай Янет, Иван Кедров, Нина Пельцер и Галина Павловна…

Но закончилась война, в город вернулись все его театры, и однажды, когда я уже был в первом классе, у нас случился культпоход в Большой театр кукол, что на улице Некрасова. На «Волшебную лампу Аладдина». Прекрасные спектакли этого театра тогда являлись чуть ли ни единственной радостью для множества детей в послевоенный период, и я был в их числе. Помню, как в фойе девочка дивной красоты сказала подруге:

– Сегодня ещё раз посмотрю «Дюймовочку», чему я так рада, так рада!

А я подумал: «Тебе бы сходить на «Сказку о храбром солдате», где важнейшие сцены происходили «под водой», в царстве царя Водокрута. Вот где красота, вот где сердце твоё замерло бы от страха и восторга… Хотя и «Дюймовочка» была совсем неплоха в этом изумительном театре. В оркестровой яме играл живой оркестр, а на сцене кукольные персонажи проживали насыщенную удивительными приключениями сказочную жизнь, и струился какой-то особый свет: красота – глаз не оторвать. Создателями этого волшебства были ученик Всеволода Мейерхольда режиссёр Савелий Наумович Шапиро, а с 1949 года Михаил Михайлович Королёв, бывший до того режиссёром драматического театра. И, конечно же, художник Иван Коротков.

Так случилось, что я был знаком с Иваном Андреевичем в его поздние годы и, уже давно став взрослым, выпытывал у него:

– Иван Андреевич, помните, какой чудный дворец выстроили вы для Аладдина?

– Представь, не помню, – отвечал он, поглядывая на меня с лёгкой иронией.

– А море! Помните ваше море в «Сказании о Лебединце-городе»? – вспоминал я другой его спектакль.

– Не помню, – повторял он. И я начинал возмущаться:

– Как можно? Забыть такое красивое море, которое сам и построил!

– Ах, дружок, я за жизнь построил столько морей, – отвечал он снисходительно. Но разговор этот был ему явно приятен…

Наступило время, когда в театре появились спектакли, связанные с советской тематикой, тоже великолепно оформленные. Например, в постановке «Песня Сармико», где чукотский мальчик спасал летящий к зимовщикам самолёт, в финале вспыхивало северное сияние. А в спектакле «Ворота джейранов» присутствовал дивный горный ландшафт. Правда, диалоги были не очень.

– Сердце моё, душа моя – всё народное, – восклицал один из персонажей и громко стучал кукольной рукой по своей кукольной груди. Для куклы это было чересчур.

Однажды, когда я пришёл на премьеру нового спектакля, в фойе меня остановили две тёти в форменных костюмах.

– Мальчик, мы заметили: ты часто ходишь в наш театр, – сказала одна из них. – У нас просьба: после спектакля скажи честно, понравился ли он тебе.

Гордый от такого доверия, я поспешил в зрительный зал. В начале спектакля мальчик и девочка высаживали лесозащитную полосу, которая в финале не позволяла громадной летающей кукле, изображавшей злобного суховея, пробиться к колхозным полям. Это был гимн Сталинскому плану преобразования природы, о котором я, пятиклассник, и так слышал с утра до вечера в школе и по радио. Гимн-то был, а вот интригой, интересной историей постановка не запомнилась.

Вновь оказавшись в фойе, я, чтобы не расстраивать поджидавших меня тёть, сказал, что спектакль неплохой. А про себя подумал: наверное, вырос я из кукольного театра, пора переориентироваться на ТЮЗ, о котором уже много слышал.

Первый поход туда, увы, оказался неудачным. Я попал на спектакль про революцию, где юных беспризорников изображали знаменитые травести Казаринова и Охитина, занимавшиеся этим делом аж с 1930 года. Зато следующий спектакль – «О старых и новых волшебниках» – был прекрасен. Туповатый джинн, похожий на Хоттабыча, но не Хоттабыч вовсе, соревновался в волшебстве с современными учёными. Например, пытался сделать телефон и радиоприёмник, а получались колокольчик и птичка. В роли этого джинна тогда блистал любимый и детьми, и взрослыми артист Михаил Шифман.

Маленький Игорь с мамой

Потом в сказочном «Волынщике из Стракониц» я впервые увидел самую знаменитую актрису ТЮЗа всех времён и народов – Нину Мамаеву. Её обожали и малыши, и старшеклассники, которые по десять раз ходили на постановку пьесы Виктора Розова «Её друзья» и на «Аттестат зрелости» по одноимённой повести Лии Гераскиной с Ниной Васильевной в главной роли.

Однажды, будучи уже в десятом классе, попал с товарищем в Театр имени Ленинского комсомола на так называемый общественный просмотр спектакля «Таланты и поклонники». Программок не было, зато потом, в очереди за пальто какая-то женщина в красивом строгом костюме называла своим знакомым фамилии актёров, игравших ту или иную роль. Мы с товарищем оказались недалеко от неё, и я спросил:

– А скажите, пожалуйста: кто купчика Васю играл?

Дама в строгом костюме назвала фамилию, кстати, ничего мне не говорившую, и протянула гардеробщику свой номерок. Тут же какая-то девочка повернулась ко мне и спросила с восторженным придыханием, указывая глазами на неё:

– А знаешь, кто это?

– Кто? – поинтересовался я.

– Мамаева, – восторженно произнесла девочка, ожидая, что я тоже как-нибудь выражу свой восторг. Но не дождалась. Я был поражён, насколько в жизни знаменитая актриса выглядела старше своих сценических красавиц-десятиклассниц. «Получается, жизнь – это одно, а искусство – другое», – пронеслось в моей голове.

На протяжении долгих лет я возвращался к этой мысли, пока однажды не понял: искусство – это и есть жизнь. Точнее, важная её часть. По крайней мере, для меня…

«ЛГ»-ДОСЬЕ

Будущий известный писатель и драматург Игорь Мощицкий родился в 1938 году. Окончил Ленинградский технологический институт. Член Союза писателей и Гильдии драматургов Санкт-Петербурга. Член РАО, автор более двадцати пьес и около двухсот текстов песен к различным спектаклям. Спектакль, поставленный по пьесе «Прощай, Россия», – лауреат международного и российских театральных конкурсов. Живёт в Санкт-Петербурге.

Обсудить в группе Telegram

Игорь Мощицкий

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • Сыны Калмыкии в боях за Родину

    08.05.2025
  • Помнить всё, что было не с нами

    08.05.2025
  • Священная память войны

    07.05.2025
  • Правда солдата Никулина

    142 голосов
  • Поэт и власть

    119 голосов
  • Очистительный огонь СВО

    111 голосов
  • Выдающийся чужой

    71 голосов
  • Почему-то Ахматова Анна не спит…

    66 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS