В канун Нового года обозреватель «ЛГ» встретился с народным артистом России, постоянным автором нашей газеты, председателем Комиссии по культуре и массовым коммуникациям Московской городской думы Евгением ГЕРАСИМОВЫМ. Речь зашла о том, каким был для культуры столицы уходящий год. Чем запомнится ему лично.
– Культурная жизнь Москвы насыщена. Много экспериментов, нового. Но не всё так уж хорошо. Например, мало постановок для детей, даже в специализированных театрах. А ведь всё в человеке из детства. Те, кто бросает петарды на стадионах, явно не увлекаются театром. Чем «провинились» спектакли для детей?
– Да, их мало. В советские времена по три-четыре спектакля для детей и подростков шли в каждом театре. Это было государственной политикой.
К сожалению, рыночные отношения привели к сокращению числа детских постановок – не выгодны экономически, билеты на них с прибылью не продашь. Хотя соответствующие департаменты городского правительства, округа, районные управы всё активнее привлекают школьников и студентов в театры. Чаще организовываем бесплатные посещения спектаклей родителями с детьми. Но это полумеры. Жаль, многие традиции утеряны. Особенно печалит, что гораздо реже, чем прежде, в театр ходят семьями самостоятельно.
– Мы в редакции прикинули: если регулярно выбираться на спектакли для детей, двух-трёх месяцев хватит. Если и преувеличение, то небольшое.
– Наверное. Финансирование ограниченно, в основном ставят для взрослых. При этом стараются брать такие пьесы и так их подавать, чтобы извлечь выгоду. Искусство подвергается испытаниям. Всё чаще прибегают к современным средствам «завлечения» зрителя, а это чаще ниже пояса. Кроме того, учтите, что многие театры далеко не в лучшем техническом состоянии. А детей, молодёжь можно привлечь именно яркостью постановок, зрелищностью, современными эффектами. Посмотрите «Алису в Зазеркалье» в «Мастерской Петра Фоменко». Вот что значит современная постановка детского спектакля!
Наша комиссия и я лично как человек, выросший в театре, прилагаем немало усилий, чтобы изменить ситуацию. Департамент культуры города выделил дополнительные средства на ремонт и реконструкцию театров, уже немало сделано.
Особо хочу отметить, что, несмотря на все сложности с бюджетом, удалось не секвестировать статьи расходов на культуру.
При этом не стоит так уж рвать на себе рубаху. В Москве для детей организовано немало разнообразных культурно-познавательных циклов, программ, даётся множество превосходных представлений. А таких новогодних ёлок, как у нас, нет нигде в мире.
– Но не это главное для формирования личности. Это «на сладкое». Хотелось бы больше другого. Недавно был в Доме кино на премьере фильма «Частное пионерское» режиссёра Александра Карпиловского и продюсера Владимира Есинова, который в октябре завоевал пять призов на кинофестивале «Листопад» в Минске. Зрители, в основном дети, сидели даже в проходах. История впечатляющая. Дети спасают собаку, и сами меняются в ходе этого. Вы бы видели, как реагировал зал: и плакали, и смеялись, и хлопали! Это – настоящее. Именно такие фильмы и спектакли «делают» человека. Им и надо давать зелёный свет.
– Полностью согласен. Прекрасная картина! Мы поставили вопрос о расширении в Москве сети детских кинотеатров, исполнительные власти готовы пойти навстречу. Но выясняется, что показывать нечего. Современного отечественного детского кино в необходимых объёмах нет.
Интересно, что с той же проблемой сейчас столкнулись и библиотеки. Как показывают современные исследования, лучше всего дети воспринимают печатные книги, которые им читают родители. Электронные книги в данном случае не актуальны. Растёт число детей (а это факт для Москвы) – растёт и спрос в библиотеках на детские книги. А их нет. Барто, Чуковский, Маршак, а современного-то ничего. Лет через пять-шесть сегодняшние дети станут подростками. Это уже другой слой литературы. Что в нём? Гайдар, Кассиль, Осеева… Снова ничего нового.
В кино такая же проблема. Не могут советские фильмы нести всю воспитательную нагрузку – время другое, язык другой, уже непонятный новому поколению. Хорошо, что ещё снимаются такие фильмы, о котором вы рассказали, но без показа по ТВ в прайм-таймовое время их успех будет сугубо локальным – приз на одном фестивале, полный зал на другом – и всё.
– Но для наших ведущих телеканалов это не формат, как они говорят.
– Ну, да. На ТВ такие ленты не берут, причём, без внятных объяснений. И с прокатом отечественных кинофильмов свои проблемы. Не знаю даже, как прекрасный фильм Есинова прокатают. Будем стараться помочь хотя бы в Москве, но…
– Как я понимаю, не ошибусь, если скажу: детское направление в искусстве – работа на будущее. Пока особо похвастаться нечем.
– Успехи есть, но этого недостаточно. Для всех должно стать очевидным, что если потеряем ещё одно подрастающее поколение, то о каком развитии культуры в стране и её реальной модернизации говорить? Вот есть фестиваль позитивного кино «Будем жить!», с этого года там просматривается и детская тема, на неё будут выделяться дополнительные гранты. А каждый такой грант – это возможность для молодого кинематографиста снять фильм. Значит, постепенно приходим к пониманию того, что в области культурной политики надо многое менять. Становится понятным очевидное: процесс обучения – это не только самые современные знания, но и формирование характера, личности подростков, что было утеряно в 1990‑е годы. Чтобы не росли такими, кто играет панк-рок в храме или бросает петарды в футболистов.
– Бюджет культуры Москвы за 10 лет вырос с 4 до 40 миллиардов на год. Здорово! Мэр, отчитываясь перед депутатами, начинает с вопросов культуры и приведения в порядок исторического центра города. Прекрасно! А как тратятся деньги? И насколько оправдан крен расходов в сторону благоустройства парков?
– Парки, между прочим, это не только свежий воздух, но и место, куда как раз и можно пойти с детьми. Было огромное количество обращений москвичей с просьбами привести парковое хозяйство в порядок. Только от одного избирателя С. Изотова я получил десяток обращений. Город действительно очень сильно запустил этот вопрос. Сейчас происходит изменение самого функционала, как мы говорим, парков. Поддержано, например, моё предложение по парку «Фили», найдены средства. Там вместо ряда харчевен под деревьями появится разноплановый центр отдыха и развлечений.
Надо приводить в порядок и Московский зоопарк – переоборудовать его, сделать более зрелищным и доступным в общении с питомцами. Хотел бы, чтобы там появилось колесо обозрения. Всё видеть сверху. Это же счастье для детей!
Меняется на глазах ВВЦ, много новых аттракционов для ребят. Снова заработала круговая панорама. В постаменте памятника «Рабочий и колхозница» открыт современный выставочный центр. Во многих парках годами сложилась такая система хозяйствования, которую сразу изменить трудно. Масса проблем, связанных с замусоренностью, запустением, игральными автоматами, несанкционированной торговлей… Будем надеяться, что всё это уже в прошлом…
Парки – это формирование культурного пространства, культурного мировоззрения, когда они становятся такими, как «Сокольники». За парками следует изменение стиля и качества жизни вокруг них, а потом, надеюсь, и во всём городе.
– Хочу вернуться к вопросу о расходовании средств. Надо, чтобы всё тратилось копейка в копейку, не разворовывалось.
– Это правда. Мы, депутаты, говорим о том, чтобы были более чётко выделены строки бюджета, более внятно расшифровывалось, на что идут расходы, был отчёт. Так, например, у нас на заседании комиссии представители Контрольно-счётной палаты прямо обратились к директорам крупнейших парков, попросив раскрыть графу «прочие расходы», по которой проходили миллиарды. В конце года руководитель департамента культуры Сергей Капков выступит с докладом перед депутатами о том, что сделано за прошедший год, как потрачены средства.
– Конкретный вопрос, который многих московских читателей «ЛГ» волнует. Парк «Музеон». Как завершился конфликт? Что значит «достигнута договорённость, устроившая все стороны», как пишут в прессе?
– Было предложение художников. Дирекция парка и Департамент культуры представили свой проект. Во время встречи здесь, в Мосгордуме, прояснились позиции. В дальнейшем было много встреч, решение принималось не стихийно. В итоге будет сформировано единое культурное пространство парка «Музеон» и набережной, которое будет интересно всем.
– Вообще конфликтные ситуации у нас часто решаются как в анекдоте, когда глухой подходит к рыбаку, не зная, что тот тоже глухой, и спрашивает: «Ну что, рыбу ловишь?» «Нет, – получает ответ, – рыбу ловлю». Конфликтующие стороны очень часто не слышат друг друга. Так было поначалу и в ситуации с Театром Гоголя. Да и сейчас видно, вокруг него не всё в порядке. На днях был избит директор театра. Ваша комиссия взяла на себя роль посредника.
– Как известно, на смену Сергею Яшину пришёл Кирилл Серебренников. Перемены там давно назрели. Зал регулярно не заполнялся, ярких премьер не стало.
После того как у нас на комиссии стороны чётко сформулировали свои позиции, была подтверждена наша предварительная договорённость с Департаментом культуры о том, что никто не будет уволен, жалоб больше не поступало. Значит, идёт согласительный (надеюсь, параллельно с творческим) процесс. Посмотрим, какие будут постановки, вернётся ли зритель. Это дело не одного дня. Должен завершиться ремонт, что даст театру новые технические возможности. Многое зависит от самих актёров, ведь к ним отнеслись бережно. Принято беспрецедентное решение: актёр из Театра Гоголя, если где-то будет востребован, может перейти в другой театр вместе со своей гарантированной ставкой. Такого даже в советское время не было.
– Но некоторые говорят, что ставка – это, по сути, прожиточный минимум. Актёр реально зарабатывает, когда играет.
– Безусловно. Но в любом нормально работающем театре артистам надо проявлять инициативу. Должна быть здоровая конкуренция: готовь роль, предлагай себя.
– Хочу вернуться к упомянутому кинофестивалю «Будем жить!», инициатором и президентом которого вы являетесь и о котором «ЛГ» рассказывала не раз. В этом году прошёл второй фестиваль. Какими были его особенности? И ещё. Судя по всему, тезис о позитиве в искусстве пришёлся ко времени. Это не искусственная выдумка?
– Тенденции 90-х годов постепенно преодолеваются. Но искусство, не замутнённое жестокостями и депрессией, нуждается в поддержке. Мы намерены выполнить то, что обещали лауреатам фестиваля. При поддержке Департамента культуры Москвы будут выделены залы для показа фильмов – участников фестиваля. Сейчас решаем конкретные вещи: где, когда, в каких кинотеатрах, дворцах культуры устраивать просмотры. Будут премьерные показы – с участием съёмочных групп. В тёплое время хотим открыть в округах шатры-кинозалы, как осенью на площади Революции, чтобы показать жизнеутверждающие молодёжные фильмы в свободном доступе. Обещали ребятам, что донесём их кино до москвичей, и сделаем это.
– Удивляешься, как вас, Евгений Владимирович, на всё хватает. Можно предположить, что хватает и завистников, нашёптывающих: наш пострел везде поспел…
– Завистники всегда есть у тех, кто что-то делает. Это нормальная вещь, данность. К этому надо относиться спокойно. Другое дело, что подчас пытаются подмешать политические моменты. У меня, например, хорошие, дружеские отношения с представителями других партий, я так думаю, а с Николаем Губенко просто замечательные. Общее понимание значимости искусства позволяет поддерживать начинания друг друга. Но есть иная категория людей. Ничего особого не достигнув в работе или творчестве, пытаются другими способами обратить на себя внимание.
Никому нет дела, что я снимаюсь в выходные дни, в депутатские каникулы, ночью, – так это моя головная боль. Я не один раз говорил о том, что моя профессия сегодня – это работа депутата. Всё, что касается творческой деятельности, что не запрещено законом, на что у меня практически нет времени, – теперь моё хобби. Но я ощущаю себя действующим актёром и режиссёром. Дисциплине и организованности самостоятельно научился в детстве, когда занимался и спортом, и творчеством, – ведь в кино стал сниматься школьником. Каждый день был расписан с поправкой до пяти минут. Это стало второй натурой, основой внутренней самоорганизации.
Как депутат, я занимаюсь множеством вопросов. Депутатские дела – это всё, что волнует моих избирателей, в первую очередь это социальные вопросы (здравоохранение, образование, поддержка малообеспеченных, людей с ограниченными возможностями и др.), а также вопросы городского хозяйства.
Что же касается завистников, то у большинства из них одна цель – обратить на себя внимание.
– Синдром Pussy Riot: «засветиться» любым способом.
– Знаете, я всегда открыто боролся и борюсь со всякой фальшью, выступаю против халтуры в творческой и любой другой работе, против жестокости и мерзости на экранах и сцене. Не приемлю тех, кто присваивает себе ими не сделанное или им не принадлежащее, как, скажем, в случае с мемориальными дачами в писательском посёлке Переделкино. Понятно, что это кому-то не нравится. Но я не собираюсь молчать, отсиживаться в сторонке. Не дождутся!
– В заключение о том, о чём не раз с вами говорили, – о программе поддержки правительством города отечественных телесериалов, которая была приостановлена, а также о программе съёмок лучших столичных спектаклей. Как идут дела?
– Пока не будет результативно реализована предыдущая программа, мэр не примет решение о её продолжении. Отчасти этой ситуацией было продиктовано моё предложение отснять лучшие спектакли московских театров с великими актёрами в главных ролях. Отснять как фильмы-спектакли – несколькими камерами (минимум шестью), со съёмками за кулисами, с передачей театральной атмосферы. Уже отснята часть спектаклей, в том числе детских. Департамент СМИ и рекламы тщательно подходит к процессу проведения творческих конкурсов, хотя находятся структуры, которые готовы сбрасывать цены вдвое, демпинговать, использовать ранее отснятый материал. А всё это опять минус в качестве.
Так, к моему сожалению, ещё не отсняли нашего любимого Владимира Зельдина в спектакле «Танцы с учителем». Конкурс. Уверен, что в новом году его блистательная игра будет увековечена. И в условиях конкурса, считаю, творческая составляющая должна быть всё-таки доминирующей.
Беседу вёл