Пётр Захаров
Поэт, драматург. Родился в 1961 году в деревне Старая Кня-Юмья Кукморского района Республики Татарстан. Окончил филологический факультет Удмуртского государственного университета. Работает главным редактором молодёжного журнала «Инвожо». Автор более пяти сборников стихов. Перевёл на удмуртский язык произведения классиков и молодых авторов с русского, эстонского, итальянского, японского и других языков. Член Союза писателей России. Лауреат премий им. В. Романова и эстонского общества «Фенно-Угрия». Живёт в Ижевске.
* * *
Восседал на площади Кылдысин (1),
Был из секонд-хенда его пиджак.
Он читал газету. На ней бомжи
Ели помидоры и доширак.
Я склонился, колокол услыхав,
Осеняя наскоро дюжий лоб,
Кинул сотню мелочью, впопыхах
Выскребя с медью труху из швов.
Ниоткуда вынырнул Керемет (2)
В самоцветах, золоте и перстнях.
– Ты как оголдованный! – прыснул смех, –
В зоопарке место твоё, верняк.
Словно вихрь обрушилась – Албасты (3),
Дёгтем отливающий, что налим,
Засветив с оттяжкою, а Кылчин
Только улыбается, рот в крови.
Палисадник-улица. Нервный свет
Голубых экранов – таков пейзаж.
Там победы, праздники, места нет
Там переживаниям – лишь кураж.
Смехом заливается Кылдысин,
А его, безумного, бьют менты.
В небе всеобъемлющем лишь один
Звон остался. Колокол с высоты.
На него – лоскут. Хорош!
И другой – в другую стену,
На него повесил ковш.
Третий гвоздь забил я в стену
И лоскут повесил – что ж,
Новый гвоздь всё в ту же стену
И другой на стену ковш.
И ещё забил… Не вижу,
Что повесить мне на нём?
– Эй, сосед, иди, иди же,
Покумекаем вдвоём.
Долго, долго любовался
Он творением моим,
А потом развосхищался
И хвалил меня, хвалил…
И тогда на гвоздь фуражку
Я его приноровил.
Новый гвоздь… Его рубашку
Ненароком похвалил.
И сосед икнул, заметив
У меня в руках топор.
– Как красивы вещи эти,
Вот рубашка, что за спор?
Я премило улыбнулся,
Забивая гвоздь в бревно,
Потихоньку обернулся –
А его уж нет давно.
Я из бани вышел, вижу –
Дёру дал, что было сил.
Знать, моё искусство ближе…
Сволочь, гвозди прихватил.
Восседал на площади Кылдысин (1),
Был из секонд-хенда его пиджак.
Он читал газету. На ней бомжи
Ели помидоры и доширак.
Я склонился, колокол услыхав,
Осеняя наскоро дюжий лоб,
Кинул сотню мелочью, впопыхах
Выскребя с медью труху из швов.
Ниоткуда вынырнул Керемет (2)
В самоцветах, золоте и перстнях.
– Ты как оголдованный! – прыснул смех, –
В зоопарке место твоё, верняк.
Словно вихрь обрушилась – Албасты (3),
Дёгтем отливающий, что налим,
Засветив с оттяжкою, а Кылчин
Только улыбается, рот в крови.
Палисадник-улица. Нервный свет
Голубых экранов – таков пейзаж.
Там победы, праздники, места нет
Там переживаниям – лишь кураж.
Смехом заливается Кылдысин,
А его, безумного, бьют менты.
В небе всеобъемлющем лишь один
Звон остался. Колокол с высоты.
Из цикла «Метаморфозы»
В бане гвоздь забил я в стену,На него – лоскут. Хорош!
И другой – в другую стену,
На него повесил ковш.
Третий гвоздь забил я в стену
И лоскут повесил – что ж,
Новый гвоздь всё в ту же стену
И другой на стену ковш.
И ещё забил… Не вижу,
Что повесить мне на нём?
– Эй, сосед, иди, иди же,
Покумекаем вдвоём.
Долго, долго любовался
Он творением моим,
А потом развосхищался
И хвалил меня, хвалил…
И тогда на гвоздь фуражку
Я его приноровил.
Новый гвоздь… Его рубашку
Ненароком похвалил.
И сосед икнул, заметив
У меня в руках топор.
– Как красивы вещи эти,
Вот рубашка, что за спор?
Я премило улыбнулся,
Забивая гвоздь в бревно,
Потихоньку обернулся –
А его уж нет давно.
Я из бани вышел, вижу –
Дёру дал, что было сил.
Знать, моё искусство ближе…
Сволочь, гвозди прихватил.
Перевёл Сергей Надеев
1 Кылдысин, Кылчин – один из триады Богов, Бог-творец Земли.
2 Керемет – злое божество удмуртской мифологии, противостоящий добродетельному Инмару.
3 Албасты – женские демонические персонажи в мифологии тюркских и некоторых других народов. Обычно представляется в виде уродливой обнажённой женщины с длинными распущенными жёлтыми волосами и обвислыми грудями.
2 Керемет – злое божество удмуртской мифологии, противостоящий добродетельному Инмару.
3 Албасты – женские демонические персонажи в мифологии тюркских и некоторых других народов. Обычно представляется в виде уродливой обнажённой женщины с длинными распущенными жёлтыми волосами и обвислыми грудями.