Леонтий Григорьевич Махитаров. Главный инженер Байкало-Амурской магистрали. Железнодорожник и поэт, отдавший все силы «дороге в будущее». Настоящий бамовский романтик и безукоризненный профессионал.
Так уж повелось с далёких семидесятых, что мы чаще чествуем бригадиров БАМа, укладчиков пути, чей трудовой подвиг ярок и очевиден. Инженеры же, как правило, остаются в тени, хотя любое строительство начинается с чертежей и расчётов.
Леонтий Махитаров родился в Воронежской области, в старинном селе Меловатка Калачеевского района. Самым сильным впечатлением детства были поезда. Сначала он мечтал их водить. Потом, полюбив в старших классах математику и физику, стал задумываться о карьере инженера-железнодорожника. Молодой человек окончил Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта, получил специальность инженера путей сообщения по мостам и тоннелям. Первым местом его работы стала Львовская железная дорога. Там Махитаров возглавил строительно-монтажный поезд (СМП). В сентябре 1974 года, когда вся страна начала возводить БАМ, он, переехав на Дальний Восток, стал главным инженером СМП-368 на станции Южно-Сахалинск. Это был своего рода кадровый резерв БАМа, о делах Магистрали там знали не понаслышке. Там он сдружился с бамовцами – строителями магистрали, поэтому следующая страница его трудовой биографии – начальник оперативно-производственной службы в дирекции строительства БАМ – вряд ли должна кого-то удивить.
На трассе он сразу стал своим – среди энтузиастов, коллег, которые каждый рабочий день начинали со споров о применении новых технологий, о том, как строить быстрее и качественнее. Он восхищался плеядой первых бамовцев – и управленцев, и рабочих. Прославленные орденоносцы, они привыкли тянуть воз, изначально казавшийся непосильным. Каждый из этих людей вкалывал за двоих, не отставал от них и Махитаров – с первых дней своей деятельности в Тынде. К тому же он писал стихи, был человеком открытым, темпераментным – таких на БАМе понимали и принимали, особенно если темперамент не мешал основному делу. А Махитаров был прирождённым инженером, умевшим принимать конструктивные решения и брать за них ответственность.
В октябре 1984 года началось сквозное движение поездов по всей Байкало-Амурской магистрали. Когда журналисты или ветераны БАМа вспоминают об этом празднике, непременно цитируют стихи Махитарова, ибо в них – эмоциональная правда тех дней:
Вы слышите, как мчатся поезда
По возведённой нами магистрали;
Спешат составы в дальние края –
Мы столько лет об этом дне мечтали.
Живи и здравствуй вечно, магистраль!
Живи, строитель бамовской плеяды!
Храни всегда в своей душе печаль
О тех, кто не дожил до этой даты.
В 1985 году Махитарова назначили главным инженером дирекции строительства БАМ. Его кандидатуру выбрали из многих достойных. Решающими качествами считались профессионализм, умение работать энергично, преданность своему делу. И Леонтий Григорьевич энергично принялся за разработку новых проектов – прежде всего речь шла о строительстве Амуро-Якутской железной дороги, которая должна была связать магистраль с Якутией. Но увы… На БАМе началось безвременье. В Тынде перестали ощущать поддержку Москвы – как будто прервалась связь и забылись амбициозные планы…
Несмотря на кризисные времена, Махитаров оставался главным инженером БАМа, ежедневно вникая в череду новых проблем и пытаясь решить их. В то время легендарной железной дороге, к сожалению, больше приходилось не развиваться, а выживать. Часто опускались руки: ведь БАМ строили «на вырост», соответственно, каждое десятилетие магистраль должна была расширяться и совершенствоваться, как и промышленные центры, которые возникли вокруг железной дороги. На деле же десятки прорывных проектов тогда, в начале 1990-х, оказались под сукном, их не удалось реализовать. А ведь с ними связывались надежды тысяч людей, в том числе талантливых инженеров-железнодорожников, строителей. Махитаров был лидером этой среды тружеников. Вот только в больших столичных кабинетах его идеи не воспринимали. Всем было не до БАМа. В газетах одна за другой выходили статьи, в которых БАМ называли экономической ошибкой времён застоя, о магистрали в открытую призывали забыть. От отчаяния Махитарова спасали стихи, которые он публиковал открыто, без псевдонимов. Как будто хотел докричаться до властей предержащих. Самая нашумевшая его публикация так и называлась – «Я защищаю БАМ!».
Лишая БАМ достоинства и чести,
лишают чести каждого из нас.
Пороча БАМ – плод нашего труда,
надежд, стремлений, разума и воли, –
измерил кто всю меру нашей боли
и меру беспредельного стыда?
А что же вы, учёные мужи,
молчите, словно в рот воды набрали?
Что ж вы не восстаёте против лжи,
когда ваш БАМ анафеме предали?
Он – ваш. Задуман вами и рождён.
Он вправе ждать поддержки от науки.
Что ж вы ему не протянули руки,
когда его клеймят со всех сторон?
1983 год. Строительство железнодорожного моста на участке Тында – Чара Байкало-Амурской магистрали / Леонид Свердлов / ИТАР-ТАСС
Эти стихи на магистрали знали наизусть, цитировали с восторгом, зато в начальственных кабинетах они вызывали раздражение, а то и гнев. Впрочем, Махитаров не стремился к политической карьере, не держался за своё кресло. А душа болела и горела! Потому и появлялись строки – порой сбивчивые и не наполненные поэтическим изяществом, зато всегда искренние. Их помнят и сегодня.
Леонтий Григорьевич не дожил трёх месяцев до празднования 25-летия начала строительства БАМа, которое должны были отмечать в московском зале «Россия» 19 июня 1999 года. Для таких бамовцев, как Махитаров, эта дата являлась скорее грустной: страна пребывала в глубоком экономическом кризисе, регион, который открыла магистраль, почти не развивался. Казалось, мечты о том, что БАМ изменит судьбу страны, откроет новые перспективы, придётся сдавать в архив. Однако Махитаров не желал смиряться с такой реальностью:
Я верю: оскорблённый без вины,
Лишённый и достоинства, и славы,
БАМ снова станет гордостью страны
И вечным достоянием державы!
Сегодня в этих стихах видят пророчество. Прошли десятилетия, и скепсис по отношению к БАМу сменился твёрдым пониманием: развитие магистрали и бамовского региона для России – одна из важнейших задач на сегодняшний и завтрашний день. От её решения зависит многое – и в экономическом, и в социальном развитии.
В 61 год сердце Леонтия Махитарова остановилось. Но бамовцы помнят вдумчивого, не знавшего усталости инженера, многие из стихов которого вдруг стали песнями, известными тысячам людей…