Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 апреля 2024 г.
  4. № 15 (6930) (17.04.2024)
Спецпроект Станционный смотритель

«Я защищаю БАМ!»

До конца своих дней железнодорожник и поэт Махитаров боролся за достояние державы

17 апреля 2024
Леонтий Махитаров (1937–1999)

Леонтий Григорьевич Махитаров. Главный инженер Байкало-Амурской магистрали. Железнодорожник и поэт, отдавший все силы «дороге в будущее». Настоящий бамовский романтик и безукоризненный профессионал.

Так уж повелось с далёких семидесятых, что мы чаще чествуем бригадиров БАМа, укладчиков пути, чей трудовой подвиг ярок и очевиден. Инженеры же, как правило, остаются в тени, хотя любое строительство начинается с чертежей и расчётов.

Леонтий Махитаров родился в Воронежской области, в старинном селе Меловатка Калачеевского района. Самым сильным впечатлением детства были поезда. Сначала он мечтал их водить. Потом, полюбив в старших классах математику и физику, стал задумываться о карьере инженера-железнодорожника. Молодой человек окончил Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта, получил специальность инженера путей сообщения по мостам и тоннелям. Первым местом его работы стала Львовская железная дорога. Там Махитаров возглавил строительно-монтажный поезд (СМП). В сентябре 1974 года, когда вся страна начала возводить БАМ, он, переехав на Дальний Восток, стал главным инженером СМП-368 на станции Южно-Сахалинск. Это был своего рода кадровый резерв БАМа, о делах Магистрали там знали не понаслышке. Там он сдружился с бамовцами – строителями магистрали, поэтому следующая страница его трудовой биографии – начальник оперативно-производственной службы в дирекции строительства БАМ – вряд ли должна кого-то удивить.

На трассе он сразу стал своим – среди энтузиастов, коллег, которые каждый рабочий день начинали со споров о применении новых технологий, о том, как строить быстрее и качественнее. Он восхищался плеядой первых бамовцев – и управленцев, и рабочих. Прославленные орденоносцы, они привыкли тянуть воз, изначально казавшийся непосильным. Каждый из этих людей вкалывал за двоих, не отставал от них и Махитаров – с первых дней своей деятельности в Тынде. К тому же он писал стихи, был человеком открытым, темпераментным – таких на БАМе понимали и принимали, особенно если темперамент не мешал основному делу. А Махитаров был прирождённым инженером, умевшим принимать конструктивные решения и брать за них ответственность.

В октябре 1984 года началось сквозное движение поездов по всей Байкало-Амурской магистрали. Когда журналисты или ветераны БАМа вспоминают об этом празднике, непременно цитируют стихи Махитарова, ибо в них – эмоциональная правда тех дней:

Вы слышите, как мчатся поезда

По возведённой нами магистрали;

Спешат составы в дальние края –

Мы столько лет об этом дне мечтали.

Живи и здравствуй вечно, магистраль!

Живи, строитель бамовской плеяды!

Храни всегда в своей душе печаль

О тех, кто не дожил до этой даты.


В 1985 году Махитарова назначили главным инженером дирекции строительства БАМ. Его кандидатуру выбрали из многих достойных. Решающими качествами считались профессионализм, умение работать энергично, преданность своему делу. И Леонтий Григорьевич энергично принялся за разработку новых проектов – прежде всего речь шла о строительстве Амуро-Якутской железной дороги, которая должна была связать магистраль с Якутией. Но увы… На БАМе началось безвременье. В Тынде перестали ощущать поддержку Москвы – как будто прервалась связь и забылись амбициозные планы…

Несмотря на кризисные времена, Махитаров оставался главным инженером БАМа, ежедневно вникая в череду новых проблем и пытаясь решить их. В то время легендарной железной дороге, к сожалению, больше приходилось не развиваться, а выживать. Часто опускались руки: ведь БАМ строили «на вырост», соответственно, каждое десятилетие магистраль должна была расширяться и совершенствоваться, как и промышленные центры, которые возникли вокруг железной дороги. На деле же десятки прорывных проектов тогда, в начале 1990-х, оказались под сукном, их не удалось реализовать. А ведь с ними связывались надежды тысяч людей, в том числе талантливых инженеров-железнодорожников, строителей. Махитаров был лидером этой среды тружеников. Вот только в больших столичных кабинетах его идеи не воспринимали. Всем было не до БАМа. В газетах одна за другой выходили статьи, в которых БАМ называли экономической ошибкой времён застоя, о магистрали в открытую призывали забыть. От отчаяния Махитарова спасали стихи, которые он публиковал открыто, без псевдонимов. Как будто хотел докричаться до властей предержащих. Самая нашумевшая его публикация так и называлась – «Я защищаю БАМ!».

Лишая БАМ достоинства и чести,

лишают чести каждого из нас.

Пороча БАМ – плод нашего труда,

надежд, стремлений, разума и воли, –

измерил кто всю меру нашей боли

и меру беспредельного стыда?

А что же вы, учёные мужи,

молчите, словно в рот воды набрали?

Что ж вы не восстаёте против лжи,

когда ваш БАМ анафеме предали?

Он – ваш. Задуман вами и рождён.

Он вправе ждать поддержки от науки.

Что ж вы ему не протянули руки,

когда его клеймят со всех сторон?


1983 год. Строительство железнодорожного моста на участке Тында – Чара Байкало-Амурской магистрали / Леонид Свердлов / ИТАР-ТАСС

Эти стихи на магистрали знали наизусть, цитировали с восторгом, зато в начальственных кабинетах они вызывали раздражение, а то и гнев. Впрочем, Махитаров не стремился к политической карьере, не держался за своё кресло. А душа болела и горела! Потому и появлялись строки – порой сбивчивые и не наполненные поэтическим изяществом, зато всегда искренние. Их помнят и сегодня.

Леонтий Григорьевич не дожил трёх месяцев до празднования 25-летия начала строительства БАМа, которое должны были отмечать в московском зале «Россия» 19 июня 1999 года. Для таких бамовцев, как Махитаров, эта дата являлась скорее грустной: страна пребывала в глубоком экономическом кризисе, регион, который открыла магистраль, почти не развивался. Казалось, мечты о том, что БАМ изменит судьбу страны, откроет новые перспективы, придётся сдавать в архив. Однако Махитаров не желал смиряться с такой реальностью:

Я верю: оскорблённый без вины,

Лишённый и достоинства, и славы,

БАМ снова станет гордостью страны

И вечным достоянием державы!


Сегодня в этих стихах видят пророчество. Прошли десятилетия, и скепсис по отношению к БАМу сменился твёрдым пониманием: развитие магистрали и бамовского региона для России – одна из важнейших задач на сегодняшний и завтрашний день. От её решения зависит многое – и в экономическом, и в социальном развитии.

В 61 год сердце Леонтия Махитарова остановилось. Но бамовцы помнят вдумчивого, не знавшего усталости инженера, многие из стихов которого вдруг стали песнями, известными тысячам людей…

Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • История о ленинградцах, которые жили не для себя

    10.05.2025
  • «Они смотрят на нас с небес...»

    10.05.2025
  • Помнить всё, что было не с нами

    10.05.2025
  • Победа в сердце моём

    10.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Маховик разрухи замер…

    34 голосов
  • Фронтовая теплушка

    30 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS