Герой наших сегодняшних заметок русский поэт и драматург Василий Васильевич Капнист (23.02.1758–9.11.1823) родился в семье выходцев из Греции. Отец его дослужился до полковника и геройски погиб при Гросс-Егерсдорфе ещё до рождения сына. Сам Василий служил в лейб-гвардии Преображенского полка, дружил с Державиным и Хемницером, а выйдя в отставку, стал впоследствии предводителем киевского дворянства. Но главной страстью Капниста была, конечно, литература. При этом с молодых лет отличался он самокритичностью и требовательностью к себе. Первое своё произведение – оду на французском языке по поводу мира с Турцией – сам же он позже определил так: «Преглупая ода, писаная сочинителем на 17-м году его возраста, что, однако ж, он ни себе, ни глупому своему произведению в извинение не ставит». Позже, уже в зрелые годы, издав собрание своих стихотворений, он предварил его убийственной автоэпиграммой:
Капниста я прочёл и сердцем сокрушился:
Зачем читать учился?
Эпоха тогда на дворе стояла, кстати, прелюбопытная. Временами почти либеральная. Идеи европейского Просвещения в причудливом российском преломлении потихоньку овладевали умами. Императрица Екатерина II – по крайней мере первую половину своего царствования – желала видеть себя окружённой не льстивой челядью, а свободными, образованными, мыслящими людьми. Так, в 1786 г. ею был обнародован указ, повелевавший просителям впредь именоваться «верноподданный», вместо прежнего «раб» – и воодушевлённый Капнист (полагаем, что от чистого сердца) написал «Оду на истребление в России звания раба». Для современного уха звучит почти иронически, но то была сугубая патетика.
Границы дозволенного первое «непоротое» поколение российских дворян* представляло себе, впрочем, довольно смутно. К тому же они, эти границы, в любой момент могли быть пересмотрены. Неудивительно, что даже вполне благонамеренные стихи Капниста порой воспринимались современниками неоднозначно. Что уж говорить о главном его произведении – знаменитой комедии «Ябеда»! Поползли слухи, будто в ней с неслыханной дерзостью выведены безнравственность губернских чиновников и их злоупотребления. Капнист испугался, что будет очернён в глазах недавно взошедшего на престол императора Павла. Что же делать? И получил дельный совет: надо сделать «то же, что делал Мольер с «Тартюфом» – испросить позволения посвятить комедию государю».
Так Капнист и поступил. После благосклонного разрешения императора пьеса была поставлена 22 августа 1798 года, имела бешеный успех, и все сплетни умолкли. Все те, кто ругал комедию, стали находить её превосходною. Финита ля комедия, в общем. ′
*
Строго говоря, телесные наказания для лиц дворянского сословия были законодательно упразднены в «Жалованной грамоте дворянству» лишь в 1785 г. – Прим. авт.