Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 ноября 2020 г.
  4. № 46 (6761) (18.11.2020)
Телеведение

Ядерный прорыв

Почему одних «Бомба» несказанно обрадовала, других огорчила, а кого-то даже взбесила?

18 ноября 2020
Евгения Брик и Евгений Ткачук

На прошедшей неделе телевидение удивило появлением сразу двух качественных сериалов, шедших в одно время. Зрители вынуждены были выбирать между отлично сделанным детективом «Казанова» о жестоком сердцееде и изобретательном аферисте на Первом канале и исторической драмой на «России 1» об атомном проекте, который в 1949 году сделал СССР обладателем ядерного оружия и на долгие годы обеспечил безопасность нашего государства. Действительно такого класса криминальной драмы не было давно (о ней мы напишем позже), а столь соответствующего исторической и научной правде кинопроизведения, как «Бомба», не было со времён «Девяти дней одного года».

Сериал «Бомба» продюсера Валерия Тодоровского и режиссёра Юрия Копылова поначалу вызывал недоверие, как и всё сериальное мыло, выливающееся на телеэкраны. И Евгений Ткачук, сыгравший бывшего детдомовца Михаила Рубина, поначалу был больше похож на многочисленные сыгранные им приблатнённые персонажи, чем на гениального физика-самородка. И Евгению Брик, мечущуюся между мужчинами, мы уже видели в похожих ролях, пожалуй. Только Виктор Добронравов впервые появился в главной роли, да ещё в образе отчаянно влюблённого человека (в физику, а ещё больше в свою жену). Но постепенно сама тема создания бомбы, увлечённость ею героев, присутствие исторических персонажей (Игорь Курчатов, Юлий Харитон, Лаврентий Берия, Нильс Бор) затягивали в действие. За достоверность происходящего отвечал Росатом, при поддержке которого сделан сериал, и, видимо, те консультанты, участвовавшие в атомном проекте, многих из которых мы видели в финале каждой серии. Эти великие старики вызывали и уважение, и полное доверие.

Конечно, главными в проекте были Курчатов (научное руководство) и Берия (организационное обеспечение), но, разумеется, для художественного воплощения нужно было придумать какого-то героя, в судьбе которого отражалась бы драма и динамика процесса создания ядерного оружия (сценарий писали Максим Белозор и Дмитрий Константинов). И такой герой был найден, и образ его дан в развитии. От серии к серии Рубин меняется: поначалу самовлюблённый гений, ненароком предавший своего учителя; потом почти потерявший человеческий облик зэк; после освобождения затаивший обиду на всех, никому не верящий бирюк; потом учёный, счастливый оттого, что снова может делать в науке то, что никто не может; и наконец руководитель направления, готовый жизнь отдать за дело… А далее поразительное преображение. Линия его отношений с зэчкой Ольгой (Ольга Смирнова) самая сильная в сериале. И самая человечная. Человечная также в том смысле, что очень многое рассказала о природе человека, о вечных страстях и пороках. О том, как власть деформирует – и властвующего, и подвластного. Персонажи Ткачука всегда как будто держат камень за пазухой, но тут его неверующий и не очень добрый Рубин превращается почти в праведника. И потом он действительно жертвует собой, чтобы получить стопроцентные гарантии готовности « изделия ». И символично то, что именно он остался умирать на испытательном полигоне – это его поле, возвращаться ему не к кому и незачем – он всё, что мог, сделал. И сделанное им огромно. За создание бомбы и учёные, и народ заплатили огромную цену.

Влюблённые в цивилизованный мир российские либералы-западники как будто не хотят слышать о планах уничтожения СССР, о которых знали академики Курчатов, Харитон, Сахаров и все ядерщики, а сейчас любой желающий может найти их в Сети: сразу после окончания Второй мировой войны американское правительство рассматривало варианты ядерной бомбардировки СССР. И сейчас, судя по накалу информационной войны, которая против нас ведётся (в том числе и с участием некоторых наших СМИ), планируется война настоящая. Не случайно многие «борцы против кровавого режима» постепенно перебираются за рубеж.

На одной московской радиостанции послали чёрную метку продюсеру «Бомбы» за то, что в сериале глава проекта Лаврентий Берия (Виталий Коваленко) – не исчадие ада, каким его привыкли изображать со времён Хрущёва, а такой, каким его запомнили работавшие с ним физики-ядерщики. Наши западники полагают, что сериал «Бомба» – ответ на американский «настоящий шедевр» под названием «Чернобыль». Помните эту пропагандистскую вампуку, где в зале заседаний Политбюро висит репинский «Грозный с сыном Иваном», легендарного министра угольной промышленности Щадова изобразили окружённым автоматчиками хлюпиком, об которого шахтёры вытирают чуть ли не ноги, а жестокие советские ликвидаторы беспощадно расстреливали заражённых коров, в то время, как их доили несчастные украинские женщины?

Сравнивали также с сериалом Глеба Панфилова по роману Александра Солженицына «В круге первом». И правильно, надо сравнивать; только не по степени правдивости звучания научной терминологии или количеству ляпов – в «Бомбе», кстати, их нет, – а по существу. В том сериале, снятом пятнадцать лет назад, один положительный герой с риском для жизни звонит американскому послу, желая предупредить спецслужбы США, что советские агенты воруют атомные секреты в Америке, чтобы поскорее сделать свою бомбу. А другие положительные герои героически отказываются от благ шарашки и готовы ехать хоть на Колыму, только чтобы не участвовать в советском атомном проекте. Нет, эти гордые учёные ненавидят, конечно, не Россию с её многонациональным народом, а советскую власть, тоталитарное государство, Сталина и его сатрапов. Но если бы другие учёные, не менее гордые и, может быть, не менее ненавидящие тоталитаризм, не сделали бомбу, то радиоактивная пыль накрыла бы и тех и других – всех. И в Хиросиме были люди, которые больше любили Америку, чем японский милитаризм.

Где проходит граница между гордостью и гордыней, отстаиванием общечеловеческих ценностей и предательством национальных интересов? В сериале «Бомба» главный герой интересен ещё и тем, что он, как репрессированные Рокоссовский, Королёв, Туполев и многие другие, не сбежал (хотя мог), не перешёл на сторону врага, а преодолел все свои обиды и работал на страну. И отдал ей жизнь.

Тэги: Премьера Александр Кондрашов Евгений Ткачук
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Ледовая сказка

    19.03.2025
  • Что это было?

    13.03.2025
  • Страна Zero

    12.03.2025
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
  • Хабенский напел

    102 голосов
  • Пророк в своём Отечестве

    102 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS