Событием музыкальной жизни столицы стало исполнение в программе Х Транссибирского арт-фестиваля концерта Михаила Плетнёва для скрипки с оркестром. Разнообразие талантов выдающегося российского пианиста давно известно. Но здесь особый случай. Концерт посвящён давнему другу и соратнику, много сделавшему для становления Российского национального оркестра – любимого детища Плетнёва, народному артисту России скрипачу Алексею Бруни. Думаю, истинным смыслом посвящения было желание композитора услышать своё сочинение именно в его исполнении. Но по каким-то причинам этого не случилось. Алексей слушал концерт в зале неподалёку от меня. А разбирался в весьма непростых размышлениях автора (и, надо заметить, разбирался прозорливо, деликатно и убедительно) народный артист России скрипач Вадим Репин. С дирижёром Алессандро Кадарио и РНО.
Сам концерт – поразительно искреннее, порой трагическое, пугающе откровенное повествование о бессмысленности поиска гармонии в обстоятельствах, эту гармонию презирающих. Обстоятельства непреодолимы. Идеал недостижим и невозможен. Многие моменты концерта были чрезвычайно созвучны мотивам Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Казалось бы, разное время, а переживания очень близки. Предательства, непонимание, всевозможные нелепости, далёкие от подлинных чувств и желаний. Безнадёжность в угасающих звуках скрипки в финале убивает…
Скрипке автор позволяет всё, а оркестр лишь бережно поддерживает её.
У меня осталось впечатление, что композитор написал собственный автопортрет. И не надо больше никаких интервью и воспоминаний – здесь всё сказано! Удивительное сочинение! Плетнёв, как всегда, неповторим!
Исключительно талантливый, да ещё и любознательный российский пианист Михаил Турпанов по собственной инициативе со своими учениками отметил юбилей композитора Макса Регера. К сожалению, почти забытого у нас и редко исполняемого. Он ещё в девятом классе ЦМШ, отыскивая упражнения для левой руки, открыл для себя это имя и с присущей ему дотошностью основательно изучил всё его творчество. Из четырёх опусов композитора (всего их у него 150) с хорошим вкусом были отобраны пьесы для воспитанников. И надо сказать, они педагога не подвели. Но вершиной концерта было исполнение «Вариаций и фуги на тему Телемана» самим Михаилом Турпановым. Как славно слушать не только способного, но и умного исполнителя. Осмысленный праздник звуков! Редкое наслаждение. Позавидовал ученикам – у такого педагога есть чему учиться. Смотришь на скучные афиши и исполнителей, а в этом сезоне их предостаточно, и сожалеешь о редких концертах в больших залах Турпанова. Или Фаворина, программы которого тоже весьма привлекательны.
Оливье Мессиан попал в замечательную компанию «Театра Взаимных Действий». Все эти прописные буквы вполне оправданны: союз художников, композиторов, дизайнеров необыкновенно интересен и вполне этого заслуживает. Прежде всего желанием непосредственного участия в спектакле всех зрителей. В представлениях этого театра всё можно потрогать руками, примерить костюмы героев, свободно существовать в пространствах действия. Всё всегда предельно просто. Потому как создатели этих необыкновенных сюжетов именно в этой простоте и заинтересованы – легко находишь единомышленников. Такая чудесная педагогика. Оливье Мессиан попал в спектакль «Университет птиц», где звуки природы вполне гармонично существуют с его опытами благодаря композитору Алексею Сюмаку, пианистке Наталье Соколовской и вокалистке Ольге Власовой. К концу спектакля в интерьерах художников Шифры Каждана, Алексея Лобанова, Ксении Перетрухиной все не только осведомлены о жизни птиц, но и абсолютно уверены, что звуки музыки и природы очень близки. И, наверное, теперь всюду будут обнаруживать эту связь! Оливье Мессиан, думаю, был бы доволен.