Год назад, 13 февраля, ушёл из жизни великий тяжелоатлет Юрий Петрович Власов. Думаю, многие из наших олимпийцев, с успехом выступивших на зимних Играх в Пекине, брали примером для подражания именно атлетов власовского типа.
Мы были дружны с Юрием Петровичем почти двадцать лет – с осени 2001 года. Сам прекрасный рассказчик, он искренне интересовался тем, что занимало его собеседника. У меня, как у писателя авиационной тематики, было много друзей среди военных лётчиков-ветеранов, и они очень интересовали Юрия Петровича. Разговоры подчас шли часами. Он ведь окончил Академию Жуковского, получил профессию авиационного инженера. Говорил, что хотел бы написать книгу о ком-то из выдающихся пилотов, но, увы, не успел. Однако создал более двадцати литературных и документальных произведений. Необычна книга «Особый район Китая». Она представляет собой подготовленные к печати Юрием Власовым яньаньские дневники отца — кадрового разведчика. Книга вышла на шести языках в 11 странах.
Конечно, встречаясь, мы больше говорили о спорте. Он вспоминал, что не сразу увлёкся тяжёлой атлетикой, сначала был бокс – даже стал чемпионом Москвы.
– Я по нему попал, – виновато вспоминал Власов о сопернике по финалу...
На двух олимпиадах, в Риме и Токио, Власов был знаменосцем сборной СССР – в одной руке при порывах ветра с олимпийским спокойствием нёс флаг Советского Союза. Одна из западных газет заметила, что рука Власова ни разу не дрогнула. «Это было совсем не просто», – говорил Юрий Петрович.
Игры в Риме он выиграл с мировым рекордом в троеборье – 537,5 кг, опередив американца Брэдфорда, занявшего 2-е место, на 25 кг. Всего же на турнире в Риме шесть советских тяжелоатлетов выиграли 5 золотых и 1 серебряную награду.
Юрий Петрович рассказывал, как после поздравлений от Н.С. Хрущёва роскошные золотые часы царского времени ему подарил маршал Р.Я. Малиновский. Позднее, в трудные 90-е, Власов продал эти часы – надо же было на что-то жить. Был среди его многочисленных знакомых с погонами и прославленный лётчик М.М. Громов, тогда глава Федерации тяжёлой атлетики СССР. Отношения складывались непросто. На Олимпиаде в Риме Громов поддержал старшего тренера сборной, рекордсмена мира, Европы и СССР А.Н. Воробьёва, в дни Олимпиады обвинившего Власова в пьянстве. Даже решили забрать у Власова ключи от его отдельной комнаты в Олимпийской деревне. Тот жёстко отказался. Подозрения ни на чём реальном не основывались, и олимпийская победа Власова всё расставила по местам.
После возвращения домой к нему выстроилась целая очередь желающих сходить на охоту (такая была мода) именно из числа известных маршалов и генералов. Власов рассказывал, как охотился с маршалами Ворошиловым, Гречко, Ерёменко, генералом армии Батицким. Поход с суровым П.Ф. Батицким (позднее маршалом Советского Союза, главкомом ПВО страны) особенно запомнился. Они жили в маленьком охотничьем домике, за ужинами Павел Фёдорович рассказывал Юрию Петровичу о службе, подробно расспрашивал об олимпийском Риме. Власову запомнился его рассказ, как он лично, спустившись по ступенькам лестницы бункера штаба Московского военного округа, застрелил из личного оружия Берию. Власов, как человек очень разумный, видел противоречия советского времени, но всегда оставался советским человеком по взглядам и воспитанию.
При этом он был человеком открытым, дружил со многими иностранными спортсменами, например с известным американским промоутером и атлетом Бобом Хоффманом, основателем культуризма. Власов рассказывал, как искренне Хоффман удивлялся, услышав от него, что советские спортсмены не употребляли и не употребляют стимулирующих препаратов.
– Все допинги, все запрещённые средства шли от американцев, – не раз твёрдо говорил Юрий Петрович. Сам он и его партнёры по сборной, конечно, были «чистыми», хотя друг с другом соперничали. Иногда и не совсем обычным образом.
Юрий Власов во главе колонны советских спортсменов на Олимпиаде в Токио
Фото: РИА Новости
На Олимпийские игры в Токио в 1964 году в сборную СССР включили сразу двух супертяжей – Ю.П. Власова и Л.И. Жаботинского. Конкуренция была очевидной, окружение Жаботинского не давало Власову покоя, буквально требуя, чтобы атлеты поборолись на руках – это то, что называется теперь армрестлингом. В конце концов Власов дал согласие.
– Быстро нашли крепкий стол, –вспоминал он. – Сели друг напротив друга, нам поставили правильно руки, дали команду начинать. Как только она прозвучала, я тут же легко опрокинул руку Жаботинского, ударив её тыльной стороной ладони по столу. Потом была ещё пара попыток – успех был на моей стороне... А на помосте, уже во время соревнования, он меня перехитрил, заявив: «Всё, больше не могу, не хочу…» Его слова подействовали на меня, я потерял концентрацию, как будто дело сделано. В толчке Жаботинский с новым мировым рекордом опередил меня и выиграл золото...
Тогда Власов заявил четвёртую попытку, установил мировой рекорд, на 10 кг превысив свой показатель и на пять кг результат Леонида. Но попытка уже, конечно, не шла в зачёт. Власов проиграл Жаботинскому, занял второе место. Этого поражения Юрий Петрович не мог себе простить до конца жизни...
В последнем нашем долгом телефонном разговоре с Власовым прикидывали, когда встретимся, он жаловался на здоровье, сетовал, что его никуда не приглашают – ни на встречи, ни на выступления. Но больше всего возмущался бессовестной, по его словам, кампанией против российских спортсменов. Он хорошо знал внутреннюю составляющую спорта и считал, что мы плохо извлекаем уроки в ситуациях, когда наши ошибки раздуваются. Но особенно он сожалел, что Олимпийские игры из движения, объединяющего людей, на глазах превращаются в поле искусственного противостояния спортсменов и стран и в ристалище нечестной конкуренции...
Мы больше не увиделись, через несколько дней Власова не стало. У меня перед глазами навсегда кадры кинохроники, когда он несёт красный стяг по олимпийскому стадиону.
Николай Бодрихин, писатель, Москва
«ЛГ»-досье
Юрий Власов родился 5 декабря 1935 года в Макеевке Донецкой области (ныне территория ДНР). Его отец, Пётр Власов (псевдоним Владимиров, 1905–1953), был советским военным разведчиком и дипломатом. В 1942–1945 годах представлял Коминтерн при ЦК Компартии Китая, осуществлял связь Москвы с Мао Цзэдуном. Юрий в 1953-м окончил Саратовское суворовское училище, в 1959-м – Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского. В 1959–1960 годах – инженер по авиационной радиосвязи в войсках ПВО.
В юности стал тяжелоатлетом. С 1957-го входил в состав сборной СССР. Пятикратный чемпион СССР, четырёхкратный чемпион мира и шестикратный чемпион Европы. Чемпион XVII Олимпийских игр в Риме (1960), серебряный призёр XVIII Олимпиады в Токио (1964). Установил 31 мировой рекорд, из них пять – в троеборье. Был знаменосцем команды СССР на летних Олимпиадах 1960 и 1964 годов. Завершил спортивную карьеру в 1968-м, уволен в запас из ЦСКА в звании инженер-капитана. Был награждён орденами Ленина, «Знак Почёта», Трудового Красного Знамени. Заслуженный мастер спорта СССР. Был женат. У Власова осталась дочь Ирина.