У меня нет сомнений, что использование в устной и письменной речи нецензурной лексики разрушает структуру мышления и ценностную базу человека. Предлагая внести в Конституцию поправку о русском языке как языке государствообразующего народа, Владимир Путин дал распоряжение подготовить и нормативно-правовой акт, который утвердит нормы русского литературного языка. Это важный шаг к началу дискуссии о роли языка в этногенезе русского народа.
Создание такого документа неизбежно вызовет общественную дискуссию о графике, орфографии и пунктуации русского языка. Сейчас в среде филологов-русистов есть противоположные точки зрения на вопрос развития языка. Традиционный подход предлагает сохранить исторически сложившиеся нормы. В то же время всё чаще звучат предложения о радикальном упрощении русского языка.
На мой взгляд, сохранение традиционных норм орфографии, пунктуации и звучания слов позволяет на уровне языка сохранять связь слова с историей и культурой народа. Отказываясь от сложившихся норм правописания, мы разрываем связи со своими историческими корнями.
Столь же разрушительно на структуру языка влияет сквернословие. У каждого человека подсознательно присутствует ощущение, что ненормативная лексика – это деструктивное явление, задача которого – обесценивать понятия и смыслы. Это ощущение присуще человеку так же, как чувство божественного и неподобающего, чистого и нечистого. Именно по этой причине общество инстинктивно сопротивляется легализации сквернословия, на чём настаивают некоторые представители либеральной творческой интеллигенции.
Употребление нецензурных выражений – признак слабости, а не силы. Именно поэтому такое опасение вызывает нецензурная брань, которая зачастую слышна в кабинетах исполнительной и законодательной власти, а также в армии. Церковь, армия и школа – ключевые общественные институты, от которых зависит безопасность и благополучие народа, это опора России. Они должны пребывать в чистоте.
Онтология ненормативной лексики восходит к парадигме дохристианской культуры и напрямую связана с языческой магией плодородия и природного цикла. Однако в христианской парадигме мир является логоцентричным (сверхприродным). Именно поэтому для человека христианской традиции, традиции Евангелия, сквернословие равнозначно отказу от Символа веры.