Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 14 октября 2023 г.
Литература Интервью

За читателей надо бороться

Что может предложить им автор? Например, счастье

14 октября 2023
Остап Стужев подписывает свою книгу

С Остапом Стужевым мы встретились в культовом для литературного и светского мира Москвы месте – на Патриарших прудах. В обоих вселенных писатель чувствует себя как рыба в воде. Зачастую его герои – богатые люди со сложной душевной организацией. Мы побеседовали об этой извечной дихотомии – богатства внешнего и внутреннего, а также о других секретах его творческой лаборатории и его новом романе «Золотые пилигримы».

– Остап, ваш первый роман, «Правила Мерджа», стал событием в своём жанре. Хорошая пресса и дополнительные тиражи говорят сами за себя. Если и была небольшая критика, то она касалась социального статуса ваших героев. Почти все они, говоря откровенно, люди очень обеспеченные. Но успех первого романа говорит о том, что не все ваши читатели помещаются в рамки этого статуса. Как вы себе это объясняете?

– Мне кажется, это классовое разделение очень условно, мы, слава богу, живём совсем в другом мире. Писатель должен говорить о том, что знает, чтобы не было фальши, читатель всегда чувствует фальшь. Да и не все мои герои олигархи. У многих за плечами – голодное детство, юношество, но в них есть внутренний стержень, позволяющий преодолевать препятствия, становиться сильнее...

– Наверное, этой чертой с ними поделились вы?

– Отчасти да. Но, повторюсь, это очень условно. Я всегда пишу историю человека. Я его вижу. Я его чувствую. Мне нравится находить героев-авантюристов, которые не боятся жить, а жизнь их настолько интересна, что хочется написать роман.

– Заинтриговали. Написать этот роман вас побудил какой-то конкретный человек? Или случай?

– И то и другое. Однажды я прочитал в газете статью о самом дерзком ограблении алмазной биржи в Антверпене, на 100 миллионов евро, и все детали, которые там описывались, говорили о том, что без моих соотечественников не обошлось. Я начал копать, и – концы сошлись!

– Какое же ограбление в Европе без «русского следа» …

– Да, это было начало нулевых, смелые оказались ребята, ещё советской закалки.

– Вы как будто восхищаетесь этими людьми, а ведь они совершили преступление…

– Я восхищаюсь их дерзостью и богатым воображением, талант ведь не всегда служит во благо. Для того чтобы провернуть такое ограбление, нужно обладать недюжинным умом, смелостью, умением нестандартно мыслить.

– То есть вор в вашем романе – герой положительный?

– Отнюдь. В этом моя «фишка», особенность, которую, кстати, заметили критики в первом романе. Я не даю оценку действиям своих героев, я не судья. Мне интересна судьба человека, его история, и я её рассказываю. Всё-таки я реалист. Вы часто в жизни встречали абсолютно добрых или злых людей? А в литературе? Достоевский пытался такого героя изобразить, и в итоге тот сошёл с ума.

– Убедили. Тогда что движет этими абсолютно нормальными людьми? И кто из них пилигрим?

 – С одной стороны, пилигримами можно назвать всех героев романа. Все они путешествуют по странам и континентам в поисках денег и любви.

– Мотивы вполне тривиальны.

– Столь же тривиальны, сколь и действенны.

– Согласна. И что же, находят?

– В основном деньги, поэтому пилигримы золотые. Но только те из них, кто доживёт до конца.

– Жестоко.

– В мире больших денег и криминала смерть такое же естественное явление, как поход в дорогой бутик. Так что не всякий пилигрим долетит до середины романа. А если серьёзно, у этой книги уже есть целая вселенная, в которой сам роман – центр, окружённый спутниками-рассказами из жизни героев книги. В рассказе «Два каравана» как раз описана история древнего ордена золотых пилигримов, представителем которого является один из персонажей.

– Оригинальный подход. Почему не включили эти истории в роман?

– Тогда у меня вышло бы что-то похожее на криминальную «Войну и мир». А в книге очень жёсткий, острый сюжет, который развивается стремительно и несёт за собой всех героев вперёд. Кроме того, история каждого персонажа прописана достаточно подробно. Я стараюсь, чтобы герой проявлял себя через все шесть органов чувств.

– Это как?

– Создаю объёмных персонажей, поэтому в каждой истории рисую комплексный портрет: как герой выглядит, как пахнет, что любит есть, пить, как взаимодействует с другими людьми, как он думает. Тогда персонаж становится человеком.

– Значит, вам знакома история, когда вы придумываете героя, а он потом что-нибудь такое выкидывает, чего вы совсем не ожидали?

– Абсолютно. Например, у меня в романе есть героиня, соблазнительная молодая женщина, за благосклонность которой борется добрая половина мужских персонажей. И есть герой, такой классический уголовник с доброй душой, но немного горбатый. Когда первую версию романа прочитала мой редактор, то едва ли не главная её претензия была: как эта красотка, которая могла выбрать абсолютного любого, в итоге влюбилась в этого квазимодо? А я ничего не могу с этим поделать. Ну влюбилась девчонка! Бывает. Любовь, как говорится, зла. И не только в жизни.

– Возвращаясь к жизни. Основой для сюжета, как вы сказали, послужил реальный случай крупнейшего ограбления в Европе. Но помимо него в романе масса других криминальных явлений: и наркоторговцы, и продажные агенты ЦРУ, и вороватые российские чиновники, и сицилийская мафия, и коррумпированная французская полиция. Эти сюжетные линии тоже из жизни черпали?

– А вы полагаете, этих явлений не существует в природе? Конечно, я не могу знать лично нарушителей закона всех мастей, но у многих героев есть прототипы в реальной жизни. Остальное – вопрос жизненного опыта, наблюдательности и эрудиции. Когда писал о сицилийской мафии, например, то вдохновлялся непревзойдённым «Крёстным отцом» Марио Пьюзо. Даже фрагмент оттуда в качестве эпиграфа выбрал.

– «Случайности не происходят с теми, кто воспринимает их как личное оскорбление». Это девиз ваших героев?

– Скорее способ выжить. Они идут к своей цели, не считаясь с препятствиями.

– Насколько я поняла, цель у всех одна. Бриллианты.

– Да, но каждый герой хочет использовать их для своей игры. Поэтому почти весь роман они идут к цели разными дорогами, почти не пересекаясь, как бы окружая её со всех сторон. Ну а в финале, как водится, встречаются.

– Да, не всякий писатель умеет сводить концы с концами в финале остросюжетного романа. Особенно в таком, как ваш, когда едва успеваешь следить за калейдоскопом героев и стран. Вы намеренно пытаетесь запутать читателя?

– Я делаю это, чтобы читателю было интересно. В остросюжетной прозе сейчас очень большая конкуренция, и за читателей надо бороться. А для этого им надо задавать сложные задачи, читатель у нас в стране интеллектуальный. Когда решаешь сложную задачку, становишься чуть счастливее.

– В этом ваша сверхзадача? Сделать читателей счастливыми?

– Да. Насколько я хорошо справляюсь, судить им.

Беседу вела Мария Должкова

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Россия – судьба моя

    02.06.2025
  • Предо мной сто дорог

    02.06.2025
  • Секретные коды

    02.06.2025
  • Река незабвения

    01.06.2025
  • Восходит слово светом на пути

    01.06.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Антон Лубченко: «Я ведь по жизни – странник»

    1513 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS