Кто ответит философу Льву Карсавину?
Уже который год в связи с революцией 1917-го идут в СМИ дискуссии: за какой противоборствующей стороной правда. Но что-то пока остаётся без разъяснений-комментариев тема, которую поистине выстрадал Лев Карсавин, выдающийся русский мыслитель.
Мне, кажется очень важно сегодня напомнить его глубокое и одновременно парадоксальное суждение:
«Если считать, что русский народ подчинился большевикам только за страх, надо будет признать не русским народом погибших в Гражданской войне и защите России красноармейцев. Тогда не принадлежат к русскому народу ни крестьяне, предпочитавшие большевиков царским генералам, ни чиновники, среди которых далеко не все работают из-под палки, ни большинство рабочих. Ни те, которые, отрицая в принципе власть большевиков, всё же считают её лучшею, чем власть иностранная или реставрационная». («Философия истории», Берлин. 1923).
Да, строй, предложенный большевиками, просуществовал менее восьмидесяти лет. Но ведь и все иные тогдашние помыслы развития России не обеспечили того социально-экономического уровня, коего достигли после разорительной Второй мировой войны отсталые, к примеру, Сингапур и Китай или европейская периферия Норвегия и Швеция...