Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 марта 2022 г.
  4. № 12 (6826) (23.03.2022)
Общество Политика

За кем наследие Богдана?

Как горе-историки создали горе-Украину

23 марта 2022
Украинские скауты с портретами ветеранов Украинской повстанческой армии (УПА) во время марша в день праздника героев во Львове, 2014 год

Поступок Александра Македонского, разрубившего мечом гордиев узел, на протяжении истории с большим или меньшим успехом был повторён различными политическими и военными деятелями, разумеется, в метафорическом смысле. Решение Владимира Путина о начале спецоперации на Украине стало ещё одним актом подобного рода.


Древние авторы говорят, что фригийский царь не сразу скрутил свой мудрёный узел, но поэтапно. То же произошло с украинским узлом. Первую петлю затянул Ленин, санкционировавший создание Украинской республики в границах, включивших обширные территории с великорусским населением, что было сделано не из симпатии к малороссам, но ради ущемления великороссов.

Добавил путаницы Хрущёв самоуправным решением о передаче Украине Крыма.

Ещё раньше Сталин принял роковое решение о включении в состав советской республики шести западных областей. Как будто идея была неплоха: восстановить на западе древние границы Киевской Руси. Об этом мечтали и в императорском Петербурге и были совсем уже близки к осуществлению мечты – в случае неминуемой победы в мировой войне. Тот факт, что западные области, оторванные от Руси со времён Батыева нашествия, были уже в значительной мере ополячены и онемечены, не мог существенно помешать им обжиться в России: велика была тогда её ассимилирующая сила. Другое дело сталинский режим: за два года пребывания в составе СССР (1939–1941), познакомившись со всеми его прелестями, Западная Украина ожесточилась и психологически замкнулась в себе; а с приходом гитлеровцев нашла в них идейную опору и после войны ещё долго сопротивлялась советским. И то, что называется бандеровщиной, пронесла до дня независимости. И в дальнейшем попыталась распространить её на остальную Украину.

Конечно, и в остальной Украине ещё в XIX веке зрела национальная идея. Об этом не без юмора, но близко к истине писал жестоко убитый националистами Олег Бузина: «Жизнь под скипетром Романовых была так комфортна, а природа Украины-Малороссии давала такой избыток даров природы, что от скуки и безделья можно было породить какую угодно идею...» Но вплоть до революции национализм малороссов оставался умеренным. Не помню, чтобы кто-либо из заметных деятелей этого движения выступал за независимость своего края, как правило, они ограничивались требованием автономии, притом в границах, соответствующих границам расселения малороссийского племени.

Решительным образом узел был затянут с распадом СССР. В начале 90-х я бывал на Украине и, между прочим, знакомился с новыми, только что вышедшими учебниками для средней школы по истории и литературе, на русском и на украинском языках. Они меня поразили, особенно учебники по истории. Наверное, примерно так же должны были сочинять свои учебники (если вообще они у них появились) какие-нибудь зулусы, только-только освободившиеся от британского владычества. Если бы ещё эти новые учебники следовали указке, допустим, М.С. Грушевского (ведущего идеолога украинского национализма в первые десятилетия XX века, между прочим, в раннесоветские годы ставшего академиком). Увы, номенклатурные коноводы в обретшем независимость Киеве, поставившие целью самоутвердиться и дистанцироваться от Москвы, выписали для написания учебников каких-то злобных горе-историков из карпатской глуши. Ими выстраивалась совершенно бредовая, фантасмагоричная история Украины, доминантой которой оказывалась постоянная вражда с великорусским соседом.

За тридцать лет на этих учебниках (идеи которых чем дальше, тем больше подкреплялись каждодневной пропагандой) выросла добрая половина населения Украины. И это, естественно, самая динамичная его половина. «Страна детей», если воспользоваться выражением Ницше, оторвавшаяся от «страны отцов». А под влиянием «детей» и «отцы» в значительной своей части утрачивали ориентиры.

Будто потерял казак шапку. Или люльку.

Не будет преувеличением сказать, что горе-историки создали горе-Украину.

Ещё больше затянут был узел господствующими представлениями о нерушимости государственных границ. Такие представления – производные от свойственного западному мышлению акцентированного юридизма. Последователи В.С. Соловьёва и других великих русских мыслителей, к которым автор этих строк себя причисляет, не могут не понимать важности юридических понятий, но – в соотнесении с другими понятиями. И мы внемлем призыву поэта: «Любите Целое! Стремитесь к Целому!» (Шиллер). А юридический мир – всего лишь фрагмент от Целого.

Что касается конкретно государственных границ, то к ним надо относиться с большой осторожностью, и вместе с тем наивно думать, что те, которые ныне существуют, так и будут оставаться неизменными. Как раз Украина являет самый рельефный пример шатких, «взятых с потолка» границ. Почему в самом деле надо считать священными и неприкосновенными те, что проведены Лениным в интересах мировой революции и позже подправлены (бывшим, как говорят, навеселе) Хрущёвым? Здравый смысл никогда не сможет это принять.

Можно ли было разрубить узел без кровопролития? Наверное, нет: меч не ведает другого решения. Полагаю, что Путин догадывался, какую волну он поднимет и сколь многое она всколыхнёт, и всё же вынес (возможно, не без внутренней борьбы) единственно верный в сложившихся условиях приговор. Наши пацифисты взяли голубиный тон, который в глазах многих выглядит неотразимым. Но надо знать, когда «включать» голубиное и когда оно неуместно. О. Сергий Булгаков писал, что военное бездействие может оказаться столь же жестоким, как и действие. То, что сделали новоявленные (после распада СССР) хозяева Украины со своим народом – это растянутая на десятилетия лоботомия, и теперь привести украинцев «в сознание действительности» невозможно без хирургического вмешательства.

Полагаю, что в этом состоит высшее оправдание нашей специальной операции на Украине – в стремлении вернуть украинской части русского народа утраченную (или утрачиваемую) им идентичность. Есть, конечно, и другие доводы в пользу такого решения, но они слишком известны, чтобы о них напоминать.

Восстановление после хирургического вмешательства (в случае если оно, как надо надеяться, увенчается успехом) будет трудным и, вероятно, длительным – кажется, все у нас отдают себе в этом отчёт. В массе своей жители Украины болезненно восприняли происходящее. И то сказать: никогда не было между великороссами и малороссами взаимного кровопролития (если не считать столкновений драчливых запорожцев с царскими войсками в далёком XVII веке).

Народная гуща на Украине плохо разбирается в происходящем (недоумённое «нас за що?» становится типичным вопросом) или верит всему, чем потчуют их СМИ, это своего рода «королевство кривых зеркал». Уже одно то, что взрывается устоявшийся быт, переносится с трудом (мы это помним по собственному опыту начала 90-х), что уж говорить о том, когда дело доходит до человеческих жертвоприношений. И многие из тех на Украине, кто тяготел к Русскому миру, вдруг воспылали ненавистью к Путину и самому Русскому миру. Вспоминается Макиавелли: заслужить ненависть за добрые дела так же легко, как и за дурные. Тем более если добрые дела сопровождаются пролитием крови тех, ради кого они совершаются. Что поделаешь, в существе своём история вся – трагична.

Так что предстоит долгая борьба за умы и сердца жителей Украины. И в этой борьбе у нас есть сильный козырь. Их упор на то, что «Украина – це Европа» с течением времени неизбежно будет утрачивать мажорную интонацию и проникаться горечью. Потому что Европа теперь уже действительно «закатывается», её белое лицо уже в ближайшие десятилетия сменится оливково-чёрным, что неминуемо повлечёт за собою радикальное перестроение всей её культуры. Ангел смерти витает над нею. А возможность кончаться вместе с нею способна вызвать энтузиазм разве только у каких-то апокалиптических сект. Тогда как Русский мир, хотя иногда он выглядит с изнанки далеко не лучшим образом, проявляет, несмотря ни на что, волю к жизни.

Конечно, прошлое западной части нашего континента так же дорого нам, как и восточной его части. И было бы лучше, чтобы козыря, о котором идёт речь, у нас не было. Но он есть, и раз так, надо им воспользоваться.

Чтобы дать уверенный ответ на пушкинский вопрос: «За кем наследие Богдана?»

Юрий Каграманов



Тэги:
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Артековец сегодня – артековец всегда!»

    13.06.2025
  • «Шолоховская весна»: не только про литературу

    13.06.2025
  • Помочь науке может каждый

    13.06.2025
  • В Беларусь – с любопытством. Оттуда – с любовью

    12.06.2025
  • Побеждать вместе с русскими

    12.06.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS