Топонимические реформы, новации в обустройстве городской среды с уничтожением архитектурных объектов советской эпохи, решения о сносе и воссоздании памятников всё чаще становятся поводом для общественных конфликтов.
В конце прошлого года «ЛГ» (№ 44) рассказала о скандале в связи с переименованиями в Тарусе Калужской области (пл. Ленина – в Соборную, ул. Карла Маркса – в Полевую и т.д.). За такое решение проголосовали местные депутаты, но, как выяснилось, без учёта мнения жителей. Уже после нашей публикации, дискуссий и протестов местная Дума пошла на попятную – исполнение решения о переименовании отложено на два года.
Газета высказывала предположение, что тяга к перелицовкам может проявиться и в других местах. Не ошиблись. Похожая история случилась, например, в Короче Белгородской области. И там тоже после протестов общественности пришлось обратно переименовывать улицы. В целом эта кампания топонимических реформ чем-то похожа даже на декоммунизацию по украинскому образцу или на события у нас в 1991-м.
Громко напомнила о себе Кострома. Там, в центре города, стоит памятник легендарному Ивану Сусанину. Кому же и чем он не угодил?
Вкратце история вопроса. В 1851 году на центральной площади установили скульптурную композицию Василия Демут-Малиновского – величественный образ царя Михаила Романова соседствует с коленопреклонённым крестьянином Иваном Сусаниным (на фото). После революции монумент снесли, а спустя полвека, в 1967-м, установили памятник Ивану Сусанину работы Никиты Лавинского, который стоит по сей день. В начале нулевых идея воссоздания дореволюционной скульптуры обсуждалась, но не была реализована. И вот 20 ноября 2020 года на Общественном совете по вопросам историко-культурного облика Костромы профессор местного университета А. Зябликов предложил воссоздать дореволюционный памятник. Его поддержала областная Общественная палата, но идея вызвала бурю в соцсетях и костромских СМИ. На прошедшем 15 декабря круглом столе противников установки памятника оказалось больше, чем сторонников.
Эта история оживила конфликт между двумя прежними мэрами, Борисом Коробовым (глава города в 1989–2003 годах) и Ириной Переверзевой (2003–2008), они поспорили из-за стоимости проекта. Саму статую намерен подарить спонсор. Но работы по переделке Сусанинской площади, скорее всего, лягут на местный бюджет. Высота монумента 15 метров, может понадобиться перенос коммуникаций и многое другое. Как отметила Ирина Переверзева, стоимость инфраструктурных работ в 2007 году оценивалась в 250 млн. Сейчас кто-то называет цифру, близкую к миллиарду. Может, это и преувеличение, но в любом случае костромичи спросят, а стоит ли тратиться на памятники, когда, например, строительство нового детсада стоит 130–150 миллионов. А детсадов в городе не хватает.
Как и в случае с Тарусой, задаёшься вопросом: это буря в стакане воды или власти не готовы заниматься чем-то более полезным – вот и порождают звонкие «инициативы» в духе «последних веяний»? Может быть, всё-таки лучше в порядок привести дороги и коммуникации, помочь существующим музеям, сделать комфортнее жизнь Костромы?
Кроме вопросов практического свойства есть и другие, связанные с общественным согласием. Иногда кажется, что российское общество намеренно разделяют, вбрасывая конфликтную повестку. Порождая среди людей отчуждённость, раздражение, чувство бессилия. Власть не учитывает мнение большинства, и вот уже в связи с новым-старым памятником звучит саркастическое: «Ну конечно, народ должен стоять перед властью на коленях…»
ДОСЛОВНО
«Восстановление разобранного ещё в 1930-х годах памятника Михаилу Романову с преклонённым Иваном Сусаниным не является актуальной и первоочередной задачей, оно… не соотносится с изменившейся планировкой центральной площади. Несколько лет назад в центре Сусанинской площади было проведено благоустройство, организован цветник, установлены солнечные часы. При восстановлении памятника Михаилу Романову будет нарушен пешеходный переход через проезжую часть, остановки общественного транспорта, снова потребуется перепланировка и, как следствие, благоустройство…
Этот памятник в самом центре Костромы лишь добавит показухи и помпезности,
чем и так грешат большинство небольших провинциальных городов. Давайте, не забывая о прошлом, думать о настоящем и будущем, не будем жить на воскрешённых образах и символах далёкого прошлого».
Светлана Каткова, костромской искусствовед, специалист по научной реставрации