Среди железнодорожников – героев Великой Отечественной войны есть особая плеяда – сталинградцы. Те, кто обеспечивал снабжение и пополнение частей Красной армии, сражавшихся на берегу Волги, в Сталинграде и на подступах к городу.
Великое противостояние, как воронка, втягивало всё новые и новые войска – советские и гитлеровские. Уже в начале осени 1942 года стало ясно, что именно под Сталинградом решается судьба Второй мировой. Растянется ли война на долгие годы или Красной армии удастся перехватить стратегическую инициативу и начать движение на Запад, к Берлину? Именно так стоял вопрос – и потому за ходом Сталинградской битвы, без преувеличения, следил весь мир. Её исход известен: героическая 62-я армия Василия Чуйкова выдержала уличные бои и не сдала Сталинград. А наступательная операция «Кольцо» стала роковой для вермахта. Разгром 22 дивизий и окружение остатков армии фельдмаршала Фридриха Паулюса –крупнейшее поражение в истории Германии, по итогам которого в Третьем рейхе был объявлен 3-дневный траур. После Сталинграда Гитлер прибег к тотальной мобилизации, но она, как известно, не спасла его от разгрома. Война поменяла курс, двинувшись на Запад. Но этого не случилось бы, если бы не ежедневный подвиг железнодорожников, не считавшихся с опасностями, работавших профессионально, а порой и самоотверженно на протяжении всех 200 дней и ночей Сталинградской битвы. Одним из таких незабываемых героев был Никита Иванович Олейников (1904–1976).
Паровозные гудки этот человек слышал с первых дней жизни. Никита Олейников родился в будке путевого обходчика на станции Липки, где впоследствии проработал несколько десятилетий. Помогать отцу он начал лет с пяти, а в пятнадцать уже официально трудился на железной дороге. Опыт профессионального возмужания оказался довольно весомым: Олейников был ремонтным рабочим, стрелочником, дежурным по станции.
На станции Липки близ Волгограда уже давно ничто не напоминает о войне
В Великую Отечественную все железнодорожники были солдатами Отечества, их трудовые будни шли в армейском режиме. Для тех, кто работал в районе больших сражений, это означало ежедневный бой. Когда началась война, Олейников служил дежурным по станции Липки Сталинградской железной дороги. Летом 1942 года эта станция стала прифронтовой. Она не была узловой, однако в период той великой битвы именно такие небольшие станции превратились в ключевые пункты для обеспечения фронта и спасения тысяч мирных людей, которых вывозили подальше от гибельного огненного шквала. Во многом именно от мастерства Олейникова зависело постоянное беспрепятственное и быстрое движение прифронтовых поездов. Действовал особый график, требовавший от дежурного и начальника станции ежедневного перенапряжения сил.
Станция принимала эвакуационные эшелоны, солдатские поезда и цистерны с горючим, столь необходимым Красной армии. Немецкие бомбардировщики летом и осенью 1942-го совершали почти ежедневные налёты на станцию и её окрестности. Вместе с ремонтниками Никита Иванович, не считаясь с чинами, работал, восстанавливая железнодорожное полотно. Вместе с бойцами, если требовалось, разгружал вагоны. В Липках запомнили, как однажды за сутки удалось отправить на фронт 415 вагонов с зерном… Не забудем, что военные эшелоны, как правило, шли ночью, поэтому от профессионализма дежурного и стрелочников зависело многое.
Ночь на 25 июля 1942 года стала самой трагической в жизни Никиты Ивановича. Олейников уже собирался сдавать дежурство, когда со станции Иловля ему сообщили, что в сторону Липок направляется большая группа немецких бомбардировщиков. Конечно, об отдыхе пришлось забыть. На станции находилась сплотка из шести паровозов, стояли эшелоны с автомашинами и пушками, зерном, а также тринадцать цистерн с горючим. Ещё несколько десятков цистерн было отогнано в выемку неподалёку от станции. Её и весь посёлок сотрясли взрывы. Никита Иванович видел, как под бомбами погибли жена и трое детей. С застывшими слезами в глазах начальник станции продолжал исполнять свои обязанности: тушил пожар, охвативший десятки вагонов, спасал грузы. Немецкие лётчики вели по Липкам шквальный пулемётный огонь – и только умелые действия дежурного по станции позволили предотвратить катастрофу. Когда он вернулся домой, на столе увидел завтрак, приготовленный женой. После этого Олейников понял: чтобы не погибнуть, не пасть духом, нужно работать за себя и за павших. За любимых, унесённых войной. Соратники, зная о его судьбе, относились к нему с уважением, перемешанным с болью.
Осенью гитлеровцы перерезали трассу и захватили станцию. Железнодорожникам пришлось эвакуироваться, к счастью ненадолго. В ноябре части Красной армии освободили Липки, и Никита Иванович вернулся к своим привычным обязанностям. Раненый, не раз контуженный, он дожил и до освобождения Сталинграда, и до капитуляции проклятых захватчиков… Тогда пришло время оплакивать погибших, о которых Никита Иванович не забывал ни на минуту.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за «особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Никита Олейников был удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот» за номером 154. Это высшая награда, которая присуждалась железнодорожникам, – и никто не сомневался в том, что получена она заслуженно. «Высокое звание Героя Социалистического Труда его не изменило. Остался таким же добрым, открытым. Только на разные собрания его стали приглашать. Он по-прежнему был трудяга – день и ночь на станции», – рассказывали односельчане.
После войны Олейников не оставил свой пост. Более сорока лет Никита Иванович встречал и провожал поезда на своей родной станции Липки.
Память о героях-сталинградцах издавна объединяла людей разных стран и континентов. Великая Победа, немеркнущая слава. В этой эпопее не затеряется подвиг дежурного по станции Никиты Олейникова. Тогда он потерял всё, кроме собственной жизни. Но не вышел из боя – и остался в летописи Великой Отечественной как победитель.