Хитрая статистика вычислила парадоксальную на первый взгляд цифру: на 145 миллионов граждан России приходится 350 миллионов пациентов. Дело в том, что каждый из нас примерно 2,5 раза в год обращается к врачу. То есть доверяет человеку в белом халате самое дорогое, что у него есть, – своё здоровье.
Визит в поликлинику нередко подобен лотерее. Мы идём на приём, не зная, что за человек сидит во врачебном кабинете. И в чьих интересах он действует, посылая нас на процедуры или выписывая лекарство, – в интересах пациента, своего лечебного учреждения или собственного кармана?
Вот пример. Женщина попала в больницу с редким заболеванием, требующим срочной операции. Нужен был специалист, но в тот момент его на месте не оказалось – как на грех, ушёл в отпуск. Пришлось ждать. Родственники больной просили вызвать специалиста из другой клиники, но администрация отказала – можно и подождать. Нужный врач вышел всего на один день, осмотреть её не успел, а впереди были ещё четыре праздничных дня… Пациентка умерла утром в понедельник, спасение опоздало всего на несколько часов.
И ещё эпизод: студент почувствовал себя плохо, отправился к врачу. Тот цинично ухмыльнулся: «За больничным пришёл? Все вы, молодёжь, лентяи и симулянты». Больничный лист выдал, но осматривать пациента не стал. А через два дня юношу госпитализировали с острейшим воспалением лёгких, но спасти не успели.
Эти люди – мои знакомые, коллега и однокурсник. Попадись им вовремя честные врачи, мы бы и сейчас перезванивались по поводу и без повода, болтая ни о чём и радуясь тому, что живём на свете. Но их телефоны давно зачёркнуты в моей записной книжке. О том, что с ними произошло, знают только немногие близкие. Никто из них не стал подавать на врачей в суд, предавать дело огласке – не захотели по застарелой российской привычке «связываться». А скорее всего, просто не знали, как защитить свои права.
Да и о каких правах идёт речь, если мы, переступив порог врачебных кабинетов, чувствуем себя иногда, как в фильмах ужасов: нам не выдают на руки историю болезни и медицинскую карту («всё равно вы там ничего не поймёте да ещё и карту потеряете»), не объясняют, почему нужно идти на ту или иную процедуру («сказали вам – значит, так надо»).
– Внимание медика к пациенту – залог успешного лечения, – считает руководитель службы защиты прав пациента Комитета за гражданские права Любовь Ильинична Кравцова. – На осмотр пациента каждому врачу в поликлинике отводится всего десять минут. За это время больной должен раздеться, лечь на кушетку, врач его обязан выслушать, выписать рецепт и так далее. А если это пенсионер с клюкой или плохо видящий, плохо слышащий гражданин? В спешке врач может выписать не то лекарство, поставить неверный диагноз, в итоге – навредить. В какую инстанцию направить жалобу, как написать заявление, как обратиться в суд, наши пациенты, безграмотные в правовом отношении, разумеется, не знают…
Правовым «ликбезом» для незащищённых граждан может послужить «Карманная книжка пациента» (составители А. Бабушкин и Р. Савушкин), изданная в Санкт-Петербурге Комитетом за гражданские права при поддержке Общественной палаты. Она представляет собой свод распространённых вопросов, возникающих у пациентов, и выдержек из российского законодательства, которыми может вооружиться человек, ставший пациентом.
Отдельная глава «Куда и как жаловаться пациенту» рассказывает о том, кто контролирует качество оказания медицинских услуг, в каком случае медучреждение несёт ответственность за вред, причинённый его работниками больному, и как привлечь их к ответственности. Все главы книги снабжены ссылками на соответствующие законы, нормативные акты и приложения.
– Подобный справочник – дельное, полезное начинание, – заявил на презентации «Карманной книжки пациента» в Независимом пресс-центре советник отдела координации деятельности территориальных управлений и приоритетных национальных проектов Росздравнадзора Сергей Николаевич Горбунов. – Нам необходимо слышать мнения и со стороны потребителей услуг, а правозащитные организации здесь выступают в качестве выразителей их требований.
О том, что «Карманная книжка пациента» полезна, говорили и врачи. Многие считают, что медики не меньше страдают от собственного правового нигилизма и безграмотности, чем больные. По мнению специалиста отдела международных связей Московского государственного медико-стоматологического университета Зои Ивановны Процько, нужно «объединяться вместе – и медикам, и пациентам».
Однако где гарантия, что книжка, изданная тиражом в пять тысяч экземпляров, попадёт в руки рядового гражданина? Да и захочет ли он, измученный многочасовым сидением в очереди к врачу, выдержать ещё одно испытание – «выбивание» брошюры у администрации лечебного учреждения?
Как утверждает один из её авторов, Андрей Бабушкин, даже жалобная книга, издревле самое демократическое средство общения между потребителем и обслуживающими учреждениями, существует не во всех лечебных учреждениях. И ещё одно упущение, на мой взгляд, совершили авторы книги: не уделили должного внимания платной медицине, упомянули как-то вскользь. А ведь работающие люди всё чаще стали протаптывать дорожку в коммерческие лечебные учреждения. И не потому, что там уютно, светло и играет умиротворяющая музыка. Просто некогда нам просиживать сутками перед дверью терапевта, получая унизительные десять минут его драгоценного времени и дополнительные вирусы от чихающих товарищей по несчастью.
А в таком городе, как Мытищи, разбухающем спутнике мегаполиса, – и подавно. Здесь на одного участкового терапевта приходится микрорайон в пять тысяч жителей. Не забывайте, что врач ещё и по домам ходит… Поневоле в платную побежишь, отстегнёшь, сколько скажут. А там правило такое:
– Через месяц придёте на контрольный осмотр, ещё через месяц – сдадите анализы, а через пять дней за результатами придёте.
Всё в один день не назначат – зачем же поликлинике терять 800–1000 рублей за визит?
И ещё любопытный факт: на обложку «Карманной книжки пациента» составители поместили «Клятву Гиппократа» – специально, чтобы медики освежили её в памяти. Ведь, по словам Андрея Бабушкина, только четверо из 20 опрошенных им врачей помнят хотя бы первые пять строк клятвы.
Остальные не помнят ни слова.
, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ