Мы привыкли думать о советских машинах как о простых и массовых, вроде «Жигулей». Но в СССР делали и по-настоящему уникальные автомобили: они могли бы составить конкуренцию западным моделям, но жесткая плановая экономика, бюрократия и негибкость системы не дали им шанса. Эти машины либо так и остались прототипами, либо вышли крошечными партиями.
О таких «забытых героев» советского автопрома рассказал канал "АВТО ПОЧЕМУЧКА".
В 1977 году Горьковский автозавод представил новую «Чайку» — ГАЗ-14. Это был настоящий советский лимузин класса «люкс»: 5,5-литровый V8, автоматическая коробка передач, гидроусилитель руля, кондиционер и электрические стеклоподъемники. По комфорту он не уступал Mercedes или Cadillac того времени, а его дизайн с плавными линиями был настоящим прорывом. Но в СССР такую машину могли получить только высшие чиновники. Производство было дорогим, а массового спроса не предвиделось: партию просто распределили среди партийной элиты. В 1988 году, с началом борьбы с «излишествами», «Чайку» сняли с производства, а последние экземпляры пустили под пресс, не выставив в свободную продажу или на экспорт
Еще в 1970-х в СССР разработали свой электромобиль — ВАЗ-Э1101. Это был компактный хэтчбек, который на одном заряде свинцово-кислотных батарей мог проехать до 110 км. В то время Запад только начинал экспериментировать с подобными технологиями (BMW 1602 Electric).
Удивительно, но советский электрокар был простым и дешевым в производстве. Если бы его доработали и запустили в серию, СССР мог бы занять свою нишу на рынке «зеленого» транспорта. Но тогда нефть стоила копейки, и государство не видело в этом смысла. Не было ни зарядных станций, ни поддержки властей. Проект закрыли, а единственный прототип отправили в музей.
ЗИЛ-118 «Юность» был настоящим прорывом. У него был футуристичный аэродинамичный кузов с панорамными стеклами, необычная компоновка и продуманный салон на 11 мест, который опережал свое время на десятилетия. При этом машина сохранила надежность ЗИЛа.
Но новаторский микроавтобус не вписался в советскую систему, где главными были простота и дешевизна. Чиновники сочли его слишком сложным и радикальным. Вместо развития перспективной модели, завод вернулся к производству угловатых и неудобных «рафиков».
В 1960-х на АЗЛК создали необычный концепт — «Москвич-408 Турист». Это был универсал с домом -прицепом, где были спальные места, кухня и складной стол. Такой вот советский вариант кемпера. Однако власти "западный" проект не одобрили.
В 1980-х ВАЗ создал уникальный внедорожник-амфибию ВАЗ-2122 «Река». Машина могла ехать по бездорожью, а затем просто плыть по воде со скоростью 5 км/ч. Подобные машины (вроде Amphicar) тогда были редкостью даже на Западе. «Река» могла бы пригодиться не только армии, но и геологам, путешественникам. Но советская промышленность не любила рисковать и экспериментировать, предпочитая проверенные варианты вроде «Нивы».
Кажется, если бы хотя бы один из этих проектов получил реальный шанс, история советского автопрома могла бы сложиться иначе
Ранее мы писали: Чем заменить цемент: 6 рабочих альтернатив для стройки и ремонта
Фото: Freepik