Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 ноября 2025 г.
Интересное

Забытые шедевры СССР: 5 советских машин, которые могли бы покорить мир, если бы бюрократия не пустила их под пресс

От кемпера до амфибии: самые дерзкие авто СССР, которые так и не попали на конвейер

19 ноября 2025

Мы привыкли думать о советских машинах как о простых и массовых, вроде «Жигулей». Но в СССР делали и по-настоящему уникальные автомобили: они могли бы составить конкуренцию западным моделям, но жесткая плановая экономика, бюрократия и негибкость системы не дали им шанса. Эти машины либо так и остались прототипами, либо вышли крошечными партиями. 


О таких «забытых героев» советского автопрома рассказал канал "АВТО ПОЧЕМУЧКА".

В 1977 году Горьковский автозавод представил новую «Чайку» — ГАЗ-14. Это был настоящий советский лимузин класса «люкс»: 5,5-литровый V8, автоматическая коробка передач, гидроусилитель руля, кондиционер и электрические стеклоподъемники. По комфорту он не уступал Mercedes или Cadillac того времени, а его дизайн с плавными линиями был настоящим прорывом. Но в СССР такую машину могли получить только высшие чиновники. Производство было дорогим, а массового спроса не предвиделось: партию просто распределили среди партийной элиты. В 1988 году, с началом борьбы с «излишествами», «Чайку» сняли с производства, а последние экземпляры пустили под пресс, не выставив в свободную продажу или на экспорт

Еще в 1970-х в СССР разработали свой электромобиль — ВАЗ-Э1101. Это был компактный хэтчбек, который на одном заряде свинцово-кислотных батарей мог проехать до 110 км. В то время Запад только начинал экспериментировать с подобными технологиями (BMW 1602 Electric).

Удивительно, но советский электрокар был простым и дешевым в производстве. Если бы его доработали и запустили в серию, СССР мог бы занять свою нишу на рынке «зеленого» транспорта. Но тогда нефть стоила копейки, и государство не видело в этом смысла. Не было ни зарядных станций, ни поддержки властей. Проект закрыли, а единственный прототип отправили в музей.


ЗИЛ-118 «Юность» был настоящим прорывом. У него был футуристичный аэродинамичный кузов с панорамными стеклами, необычная компоновка и продуманный салон на 11 мест, который опережал свое время на десятилетия. При этом машина сохранила надежность ЗИЛа.
Но новаторский микроавтобус не вписался в советскую систему, где главными были простота и дешевизна. Чиновники сочли его слишком сложным и радикальным. Вместо развития перспективной модели, завод вернулся к производству угловатых и неудобных «рафиков». 

В 1960-х на АЗЛК создали необычный концепт — «Москвич-408 Турист». Это был универсал с домом -прицепом, где были спальные места, кухня и складной стол. Такой вот советский вариант кемпера. Однако власти "западный" проект не одобрили.

В 1980-х ВАЗ создал уникальный внедорожник-амфибию ВАЗ-2122 «Река». Машина могла ехать по бездорожью, а затем просто плыть по воде со скоростью 5 км/ч. Подобные машины (вроде Amphicar) тогда были редкостью даже на Западе. «Река» могла бы пригодиться не только армии, но и геологам, путешественникам. Но советская промышленность не любила рисковать и экспериментировать, предпочитая проверенные варианты вроде «Нивы».

Кажется, если бы хотя бы один из этих проектов получил реальный шанс, история советского автопрома могла бы сложиться иначе

Ранее мы писали: Чем заменить цемент: 6 рабочих альтернатив для стройки и ремонта

Фото: Freepik

Обсудить в группе Telegram

Кристина Мин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Не выкидывайте лимонные корки! Из них получается чистящее средство мощнее магазинного — и пахнет как в спа

    19.11.2025
  • Тупой нож — опасный нож: как вернуть остроту за 30 секунд без точилки и чего делать нельзя, чтобы не испортить лезвие

    19.11.2025
  • Саламур из скумбрии за 5 минут подготовки: закуска, от которой гости просят рецепт, а картошка становится шедевром

    19.11.2025
  • Вылил суп в унитаз — чуть не затопил дом: 3 “безобидные” вещи, которые рвут трубы изнутри

    19.11.2025
  • 10 бытовых хитростей, о которых не расскажут в магазине

    19.11.2025
  • Капля натурального средства чудо - смеси и ваша кухня будет сиять

  • Как снизить холестерин просто - питание с умом

  • Эффект “Тяжелого взгляда” - простые способы борьбы с нависшим веком

  • Одна спичка стоит неправильно! У Вас 20 секунд на решение!

  • Как восстановить работающим пенсионерам индексацию своей пенсии с 2016 года в 2025 году

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Премьера Дата Телевидение Интервью Событие Утрата Сериал Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Фильм Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS