В Совете Федерации выступил руководитель Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) Константин Косачёв и рассказал о проблемах, которые предстоит решать данной организации…
Тот, кто бывает в бывших республиках СССР, за исключением Белоруссии, знает: русский язык оттуда уходит, там вырастает поколение, которое изъясняется на нём едва ли не на уровне африканцев.
И вот Россотрудничество разработало концепцию работы по распространению русского языка. Есть план разработать ещё и концепцию программы «Русская школа за рубежом» с учётом образовательных стандартов РФ. Ещё в агентстве считают необходимым «перевести на бюджетное финансирование патронат имеющих для России историко-мемориальное значение и находящихся за рубежом захоронений соотечественников». Всё верно, иные мемориалы и кладбища нельзя посещать без чувства стыда за свою страну. Остро стоят проблемы добровольных переселенцев. Тоже факт. Но как всё пойдёт дальше? Грядут ли перемены? Вопросов гораздо больше, чем ответов.
Россотрудничество считает, что для успешной работы необходимы и расширение полномочий, и решение вопросов кадрового и финансового обеспечения. «Выделяемые сегодня 300 тысяч рублей в год, то есть около 1 тысячи рублей в день, – это непозволительно мало», – подчеркнул Косачёв. Для сравнения: оказание помощи зарубежным странам было объявлено частью внешней политики США ещё в 1946 году. В 2010-м её общий объём составил $39,4 миллиарда (1,1% бюджета страны). На обеспечение «справедливого и демократического управления» выделено $3,65 миллиарда. За последние пять лет расходы на эти цели выросли более чем вдвое.
Ещё руководитель агентства заметил, что было бы полезно воссоздать Российский союз обществ дружбы и вернуть союзу Дом дружбы в особняке на Воздвиженке. Правда, адрес впрямую назван не был, но все догадались.
В середине девяностых началось выдавливание руководимой тогда Валентиной Терешковой Российской ассоциации международного сотрудничества (правопреемницы ССОДа – Союза советских обществ дружбы) не только с политической арены, но и из места размещения, а это как раз особняк на Воздвиженке с соседними постройками. Рассказывают, что как-то легендарное место посетил тогдашний премьер Михаил Касьянов. Собирался минут на 15, да задержался. Туалеты ему не понравились, а всё остальное… Кто был, знает: там есть на что посмотреть. И было где проводить концерты, встречи, фестивали, выставки.
С того момента чиновничья иезуитская атака только усилилась. Длилась не один год. Руководители обществ дружбы (видные деятели науки, культуры, образования) писали властям: SOS! Но… Теперь в особняке Дом приёмов правительства РФ (их, сами понимаете, не хватает власти предержащей). Общества дружбы оказались на улице. Вместе с Домом дружбы был, по сути, поставлен крест на российской народной дипломатии. Страны, уважающие себя (Америка, Франция, Англия, Китай), как могут, развивают её, а у нас… особый путь. Когда кто-то слышит баритон Михаила Касьянова по поводу «честности во всём», пусть вспомнит об этом факте.
В середине нулевых до кого-то стало доходить, что совершена ошибка. Совет Федерации, судя по принятому постановлению, намерен поддержать Россотрудничество в вопросе выделения дополнительных средств на решение его программных целей. Может, и Дом дружбы появится…
Но вот удастся ли переломить никудышную ситуацию в деле сотрудничества с соотечественниками? Спасут ли положение дополнительные средства и помещения? А может, нужны и новые идеи и подходы?