Ирина Тосунян. Игра в японскую рулетку.
Рассказы и очерки из жизни Японии и Китая. Взгляд журналиста.
– СПб.: Алетейя, 2019. – 130 с.
Если кому-нибудь удалось бы собрать книги сотрудников «ЛГ» – бывших и нынешних, увидевшие свет хотя бы только в ХХI веке, – библиотека получилась бы немалая. У некоторых моих коллег новинки вышли в этом году, кто-то ждёт, что издательство непременно сумеет выпустить книгу к традиционной сентябрьской выставке-ярмарке, а кто-то, подписав договор, дожидается выхода романа в октябре.
Уверен – в этой нечаянной коллекции книга Ирины Тосунян, вышедшая в Санкт-Петербурге, не потеряется. И не только потому, что она о Японии, удивительной стране четырёх относительно крупных и 6848 крошечных островков, которая после того, как в 1854 году открыла свои морские ворота, серьёзно повлияла на европейский мир и даже, по мнению автора, его перевернула. И продолжает влиять и переворачивать.
Сегодня уже стало традицией восхищаться всем, что так или иначе связано со словом «Япония», замечает автор. И Россия здесь не исключение. Иногда мы искренне считаем Японию сродни даже некой инопланетной цивилизации. Это придыхание европейцев перед иероглифами, эти восторги кимоно, пагодами, знаменитыми картинами с экзотическими женщинами в восточных нарядах, да что там – обычными палочками для суши, единоборствами карате и дзюдо, – всё это «изысканное», «утончённое», «непостижимое» продолжает волновать и будоражить наше сознание. По мере того как Страна восходящего солнца вынужденно открывалась миру, японцы умело распорядились выпавшими им возможностями, грамотно использовали, как теперь выражаются, тренд и создали замечательный, великолепный и загадочный образ своей страны.
Ирина Тосунян – человек смелый. Решиться на свой взгляд на Японию после знаменитой «Ветки сакуры» живого классика отечественной журналистики Всеволода Овчинникова! Наша Ира, необходимо отметить, пожалуй, единственная работающая в «ЛГ» со времён легендарного Александра Чаковского, прожила в этой стране три года, которых хватило, чтобы понять её и попытаться разобраться, зачем японцу нить Ариадны, какой иероглиф доведёт до конечной станции, какова коррупция в слезах и без слёз, узнать куртуазные истории морской раковины, увидеть картинки плывущего мира, выяснить, что такое игра в японскую рулетку… Это – названия некоторых глав книги, которые читаются просто увлекательно.
Ирина Тосунян человек удивительный. Может позвонить из Сан-Франциско и предложить напечатать неопубликованные интервью – с Венедиктом Ерофеевым или Владимиром Дудинцевым. И наш сайт наполняется благодарными откликами за память, деликатность. Её рубрика в ФБ «В среде эстетов и поэтов» – настоящая сокровищница. И многое мы ещё прочитаем и, дай бог, напечатаем.
Издательству «Алетейя» – спасибо за замечательно изданную книгу нашего собкора в США Ирины Тосунян. Что-то подсказывает, что она не только Японией и Китаем интересовалась…