Действие происходит в 1932 году – спустя 30 лет после времени создания и действия пьесы Чехова. Главная героиня – Наталья Ивановна Прозорова, жена Андрея и невестка сестёр Прозоровых – Ольги, Маши и Ирины. В постановочной традиции русского и советского театра Наталья Ивановна предстаёт провинциальной мещанкой, которая цинично вытесняет из генеральского дома его интеллигентных хозяек. В спектакле Нового театра «Розовое платье» образ Натальи Ивановны переосмыслен. Её жизнь, судьба, мотивации – всё оказывается совершенно иным. В ином свете видится и сама чеховская история: герои «Трёх сестёр» предстают в спектакле на пороге страшных событий, перед началом революции и Гражданской войны.
Авторы деликатно относятся к чеховскому пространству, создавая при этом свой чеховский мир, в котором Наташа оказывается единственным живым персонажем среди большой семьи Прозоровых. Семьи, которая не умеет любить, сопереживать, радоваться и каждый день ждёт завтра, чтобы начать жить.
Спектакль делится на две части. Первая – иммерсивная – вводит зрителя в мир чеховской пьесы. Три пары молодых актёров в разных локациях усадьбы Салтыковых-Чертковых рассказывают зрителям историю создания пьесы, напоминают сюжет, оживляют в памяти публики персонажей «Трёх сестёр». Это живой открытый разговор с публикой – артисты работают в жанре стендап, легко, доступно и остроумно погружая зрителей, многие из которых не очень хорошо помнят чеховский текст, в курс дела.
Вторая часть разворачивается на сцене театрального зала, в котором главная героиня – 50 летняя уборщица Наталья Ивановна Прозорова в исполнении артистки Ирины Линдт – открывает перипетии своей судьбы, неразрывно связанные с историей нашей страны в постреволюционный период.
Анастасия Шмарова
Премьера – 31 октября
Прямая речь
Эдуард Бояков
– Это пьеса приёма. Пьеса, разрушающая стереотипы, установленные в советский период с его культом Чехова, когда было принято чрезмерно романтизировать чеховских героев. Здесь мы видим персонажей «Трёх сестёр» глазами Наташи, кстати, принадлежавшей к тому же сословию, что и сам Чехов, который, как известно, не был дворянином в отличие от героинь «Трёх сестёр». И мы вдруг понимаем, что у этих героинь нет детей, нет семей, нет верности, нет веры, нет любви… И это ошеломляет, потому что сам Чехов видит их именно такими.
Есть и ещё один важнейший аспект. Пьеса строится на воздействующем до мурашек приёме воспоминания. Воспоминания, которое ставит своей целью не столько воссоздание событий, фактов, отношений, сколько саму практику ВСПОМИНАНИЯ, способную фантастическим способом раскрывать личность вспоминающего. Это исследование сознания и подсознания. Это техника, которая неожиданно открывает для человека глубину и тайны его души, его совести. В ХХ веке искусство не раз обращалось к этой теме: Сальвадор Дали в живописи, Марсель Пруст в литературе. И вот эту практику мы осуществляем с большой артисткой Ириной Линдт, которая полностью открыта всей нашей команде, которая откровенно делится своими личными обстоятельствами. Важно, что с нами работает художник Алиса Меликова, с которой мы находимся на одной волне, в том числе и важных для нас воспоминаний. Два поколения артистов – Ирина в роли Наташи, ровесница своей героини, и молодые артисты – ровесники героев Чехова. Мы вместе: тот, кто вспоминает, и те, кого вспоминают.