Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 ноября 2025 г.
  4. № 43 (7007) (29.10.2025)
Культура

Задолго до «Мастера и Маргариты»

01 ноября 2025
Александра Гладкова (Татьяна Лаппа) и Вадим Дубровин (Михаил Булгаков) / Наталия Чебан / ТЕАТР ШДИ

Олег Дзюба

Михаил Булгаков и его первая любовь ожили на сцене «Школы драматического искусства»

Ничуть не сомневаюсь, что автор пьесы «Таська» Малика Икрамова и Глеб Черепанов, поставивший по ней спектакль в театре «Школа драматического искусства», прекрасно представляли все ловушки, которые ставила перед ними предпринятая и обречённая на сенсационность попытка представить на сцене молодые годы и первые литературные шаги Михаила Булгакова.

Его творческое наследие заметно распределено по времени между тремя женщинами. Не вдаваясь в детали, напомню, что третья жена писателя – Елена Сергеевна Булгакова ассоциируется у большинства его поклонников с романом «Мастер и Маргарита». Её предшественница Любовь Евгеньевна Белозерская была спутницей его жизни в пору расцвета драматургического дара Михаила Афанасьевича. Притом пьеса «Бег» вряд ли появилась бы на свет без её рассказов об эмиграции. А вот «Записки юного врача» и «Белая гвардия» полностью связаны с пережитым вместе с Татьяной Николаевной Лаппой, в которую Булгаков влюбился ещё безвестным студентом и с которой расстался, уже познав поразивший современников успех и окончательно уверовав в своё литературное будущее.

Как ни суди и ни ряди, но с высоты лет, минувших после всех этих перипетий, отношение писателя к «Таське» отнюдь не выглядит идиллически-благонравным. Авторы спектакля и не пытаются обелить своего героя. Он расставался не просто с женой, он уходил от женщины, спасавшей его от провинциальной беспросветности в забытой богом земской больнице. Лаппа буквально оттянула его от края могилы во Владикавказе, когда тифозная горячка вкупе с голодом почти не оставляли надежды на выздоровление. Она избавила его от пристрастия к морфию, что мало кому удаётся… Ко всему прочему, она никогда не пыталась напомнить о себе и скромно таилась в Туапсе, пока её не отыскала у Чёрного моря Мариэтта Чудакова и не выпытала у неё воспоминания о давно минувшем.

Показать всё это подвижничество на сцене – задача архитрудная, но, как выясняется после спектакля, вполне достижимая. Александре Гладковой в роли Татьяны Лаппы пришлось буквально пройти на сцене путь от трогательной барышни «из хорошей семьи» до женщины, отстаивающей у судьбы право быть со своим избранником. Её героиня возложенную на хрупкие плечи ношу несла до конца. Но что поделать, если тяжесть оказалась непосильной?! А замерцавшее впереди счастье остаётся миражом?! На мой взгляд, Гладковой удаётся особенно сохранять естественность в сцене с продажей обручального кольца владикавказской хабалке-вымогательнице, эффектно сыгранной Анной Пик, и в эпизоде, в котором выясняется, что обещанное ей посвящение романа переадресовано новой избраннице мужа.

Этим непростым поступком Булгаков невольно пошёл по стопам Маяковского. Тот ведь тоже создал «Облако в штанах», будучи очарован Марией Денисовой, но печатно даровал свои ощущения Лиле Брик, с которой познакомился уже после завершения поэмы и которую своим посвящением фактически обессмертил… Объяснение столь щедрым и двусмысленным дарам сам Михаил Афанасьевич доверил Воланду, изрёкшему во время сеанса «чёрной магии» на сцене варьете: «Ну что же, они – люди как люди… и милосердие иногда стучится в их сердца»… Другое дело, что милосердие само по себе благодатно к одним, но бывает жестоко к другим. Но с этим ничего не поделаешь!

Говоря о спектакле, не обойти непростую миссию Вадима Дубровина в роли самого Булгакова. Показать во плоти литературного отца Воланда, Понтия Пилата, Мастера, Маргариты и сонма прочих некрупных, но незабываемых персон – задача, как любил выражаться знаменитый основоположник, архисложная. Хорошо знавший Михаила Афанасьевича писатель Валентин Катаев вспоминал в мемуарном романе «Алмазный мой венец»: «…он не был особенно ярко-синеглазым. Синева его глаз казалась несколько выцветшей, и лишь изредка в ней вспыхивали дьявольские огоньки горящей серы, что придавало его умному лицу нечто сатанинское». В Булгакове Дубровина люциферово начало если и присутствует, то надёжно замаскировано. Он больше похож на Максутова из «Театрального романа»: мятущийся, склонный к рефлексии человек, отталкивающий от себя всё дорогое в недавнем прошлом, но ещё не осознавший в полной мере настигающего его грядущего. К нему вполне приложимы гумилёвские строки: «Летящей горою за мною несётся Вчера, / А Завтра меня впереди ожидает, как бездна»…

И не случайно в финале спектакля Булгаков в прямом смысле слова возносится к театральным небесам. Его прощальный призыв к оставшейся за кормой жизни «Таське» уже ничего не может изменить. Он в отличие от Мастера не дождался покоя, но завоевал свет! А какой ценой? Пусть кто-то безгрешный рассудит!


Тэги: Театральная площадь
Обсудить в группе Telegram

Олег Дзюба

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Дикая воля

    01.11.2025
  • Есть время для театра

    30.10.2025
  • Гимн Великому городу

    30.10.2025
  • Путешествие длиною в жизнь

    16.10.2025
  • В Мураново, к Олесе

    10.10.2025
  • Дыхание как искусство жизни

    1121 голосов
  • Творцы судеб

    547 голосов
  • Живая классика

    159 голосов
  • Марк Варшавер с расширенными полномочиями

    104 голосов
  • Любовь вне хронотопа

    100 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Фильм Классики Эпоха и лица Рассказ
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS