Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 октября 2017 г.
  4. № 41 (6617) (18.10.2017)
Искусство

Заложники фестивалей

18 октября 2017
Золотая молодёжь выглядит вполне убедительно

По российским экранам прошёл фильм Резо Гигинеишвили

Когда создаются кинокартины или сериалы, в основу которых положены реальные события, то упрёков не избежать. Было-де всё не так, герой не похож, мотивы его были другими, этого он сказать не мог, такого-то поступка не совершал… Ничего не поделаешь, создаётся новая художественная реальность, которая отражает современный взгляд на когда-то происшедшее. Какой он этот взгляд: честный или конъюнктурный, политически ангажированный или объективный, талантливый или неубедительный? Вариантов много. И скандалов тоже.

Тем, кто ничего не знает о тех ужасных днях ноября 1983 года, потрясших жителей «расцветающей под солнцем» республики, лента, безусловно, покажется жутковатой, но очень интересной и даже захватывающей. Достоверной, сделанной профессионально, с отлично разыгранной артистами историей, с вроде правильно расставленными сценаристами акцентами – эдакими маячками жути. Того страшного времени, той убогой страны, вырваться из которой можно было только ценой жизни. И не только своей.

Но почему так много недовольных, возмущённых и даже оскорблённых? Потому, наверное, что живы свидетели захвата советского самолёта, убийства пилотов и пассажиров, а также участники задержания тех тбилисских отморозков, что пытались угнать Ту-134 в Турцию. Создатели фильма очень удивляются: у героев другие имена, это художественный, а не документальный фильм – какие могут быть претензии?

Основная – в том, что история увидена как бы глазами террористов и в какой-то степени оправдывает их. Да, они совершили преступление, но юные герои задыхались от несвободы и не могли поступить иначе. Не говорится ничего о том, что все они представители «золотой молодёжи» Тбилиси (ах, какой же мрачной и убогой предстала в фильме столица Грузии, тогда одного из самых богатых регионов страны), ранее выезжали за рубеж и вполне могли бы покинуть СССР не таким кровавым способом, но они были воодушевлены примером отца и сына Бразинскасов, которые в 70-м угнали самолёт в Турцию, убив стюардессу Надежду Курченко, а к 83-му неплохо устроились в США. Убраны и другие факты реальной истории – издевательства накачанных алкоголем и наркотиками террористов над пассажирами, среди которых были маленькие дети, а вот действия спецслужб, наоборот, представлены бессмысленно жестокими. И невольно приходишь к выводу, что террористы – трагические герои, свободолюбивые, гордые люди, которые иначе поступить не могли.

На «Кинотавре» Резо Гигинеишвили получил от наших свободолюбивых членов жюри приз за лучшую режиссуру. Не сомневаюсь, что его заметят и на Западе. Там ценят такие перелицовки.

А если бы режиссёр снял фильм с точки зрения жертв того рейса? Об озверевших мажорах из лучших тбилисских семей, чем-то похожих на нынешних искателей приключений типа друзей Мары Багдасарян? Заодно рассказал бы, как закончилась в США жизнь вдохновителя тбилисцев Пранаса Бразинскаса. Сын забил его до смерти бейсбольной битой. Может быть, вспомнил бы о планах угона самолёта Иосифом Бродским в Самарканде в 1960 году? Поэт, которому для этого надо было камнем оглушить пилота, в последний момент передумал... Нет, вряд ли бы это кого-либо заинтересовало. Там поощряется другое. И те, кто не способен снимать народные фильмы вроде «Легенды № 17», ориентируется на это другое.


Тэги: Скандал Кинематограф
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Агент по переписке

    27.06.2024
  • Немузыкальная история

    24.04.2023
  • Запретить Дмитрия Быкова

    31.08.2022
  • Выслать на хрен из России!

    01.08.2022
  • В Пензе «убрали» Акунина

    17.04.2022
  • Дело чести, или Ну как не порадеть родному человечку!

    707 голосов
  • Под солнцем железобетонного оптимизма

    243 голосов
  • „Читая эту мерзкую книжку“

    192 голосов
  • Вольные бюджетники и немотствующий народ

    115 голосов
  • Райкин-сын разбушевался

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS