Критики сравнивают замечательный российский фильм «Однажды в пустыне» и оскароносную американскую ленту The Hurt Locker с помпезно переведённым на русский язык названием «Повелитель бури», отдавая предпочтение, конечно, обладателю шести «Оскаров». Однако справедливы ли их оценки?
Много раз приходилось констатировать то, что «Оскаров» раздают отнюдь не за художественные достижения, а из соображений, так сказать, политической целесообразности. И на премьере, и через десять с лишним лет после его производства в 2008 году американский истерн The Hurt Locker смотрелся отнюдь не как шедевр, а всего лишь как крепкий пропагандистский боевик, оправдывающий американскую оккупацию Ирака и агитирующий за службу в армии США. Это «идеологически правильный» истерн, в котором американский солдат, похожий на ковбоя из вестернов про Дикий Запад, проявляет чудеса хладнокровия на диком арабском Востоке.
Герои фильма – американские сапёры, они очень разные. Один прирождённый вояка, знающий, что если всегда следовать боевым инструкциям, то всё будет хорошо, – он единственный чернокожий среди главных персонажей. Есть новичок, который по неопытности постоянно дрейфил, он всё время говорил о смерти и накликал-таки беду, попал в засаду, но более опытные старшие товарищи всё же его спасают. Есть и абсолютно не подходящий к военной службе доверчивый романтик, гуманно относящийся к местным арабам, которые, конечно, ужасно коварны и люто ненавидят янки, – таким в армии не место, сразу понятно, что гуманизм его и погубит, и арабы, разумеется, его подрывают. И, собственно, главный герой, командир сапёров – патологически бесстрашный ковбой, обезвреживающий, нарушая все правила и инструкции, диковинные страшные мины, которые могут всех подорвать, – без адреналина он жить не может. И ясная мораль: таких, как этот командир-ковбой, единицы, ими нужно гордиться и восхищаться, а равняться надо на бывалого вояку-негра, тем более что всё большая часть новобранцев в армии США – цветные, и если слушаться старших товарищей, то всё будет тип-топ. И «Оскар» тоже.
Режиссёр российского боевика «Однажды в пустыне» – Андрей Кравчук, снявший известные киноленты и сериалы «Адмиралъ», «Викинг» и «Союз спасения» (мы о них много писали), сценарист – Ариф Алиев, которого «ЛГ» хвалила за сценарий сериального цикла про Екатерину Великую, что шёл на «России 1», а совсем недавно – за сериал «Бомба». Создатели нашего фильма, конечно, смотрели «Повелителя бури», но сходства между двумя фильмами формальные. Они ограничиваются лишь локацией (действие в обоих фильмах происходит в пустыне с редкими оазисами), парой сюжетных ходов и военной специальностью героев – сапёры героически обезвреживают заминированные машины, груды мусора, камни и другие объекты, включая тела живых и мёртвых людей. Во всём остальном – принципиальная разница.
В российском фильме место действия – не Ирак, а Сирия, конкретнее – прекрасная Пальмира, разминированием которой занимаются российские сапёры. И тут огромная разница в отношении к стране пребывания, у американцев это – враждебная выжженная земля, в нашем фильме – страна, которую и создатели фильма, и герои успели полюбить. Действительно, Пальмира не просто прекрасна, есть в её колоннадах, арках и руинах что-то сакрально величественное, вечное, как в афинском Парфеноне и в развалинах древнего Рима. И сюда наши солдаты пришли не как оккупанты, а как спасители, для разминирования и памятников культуры, и жилых объектов. У наших и у сирийской армии общий враг – террористы-игиловцы, которые готовы взорвать и молодых солдат, и древнюю красоту. В американском фильме враги – все арабы.
Главный герой – капитан Шаберов, тоже выдающийся сапёр, отважный и с огромным опытом. Его играет Александр Робак, который похож одновременно и на нашего Бориса Андреева, и на не нашего Жана Габена, в сравнении с ним его американский коллега шибздик. И фактура, и внутреннее наполнение несопоставимы. Американцу, в общем, наплевать не только на арабов, но и на своих подчинённых, он просто маньяк разминирования, Шаберов тоже «адреналинозависимый», но он не только головой отвечает за молодых сирийцев, которых обучал сапёрному делу, но и прикипел к ним сердцем, как к родным детям. Тем более что семьи у него нет: с женой давно развёлся, а дочь – уже бизнесвумен – про отца редко вспоминает. И потому он так переживает, когда на его глазах почти все его питомцы гибнут в результате подрыва фугаса, подложенного террористами.
Ещё в отличие от американского коллеги, который ко всему, кроме своей военной профессии, равнодушен (даже к жене с ребёнком), у Шаберова на наших глазах зарождается любовь к местной женщине, наполовину русской, наполовину сирийке. Она тоже одинока, муж и дети погибли на войне. Через весь фильм тянется ниточка, соединяющая две израненные души, а если говорить совсем красиво, бикфордов шнур любви, тянущийся от одного из этих участников сирийской драмы, грозящей превратиться в трагедию, к другому. Весь фильм, сочувствуя Шаберову, надеешься на хеппи-энд, но история разворачивается не по-американски, а очень по-русски, абсолютно неожиданно. Финал потрясающий.
Кроме Александра Робака, сыгравшего свою роль пронзительно и мощно, в сложной роли его сирийской возлюбленной таинственна и привлекательна Екатерина Нестерова, а его норовистого антипода, жестокосердного, похожего на волка командира сапёров, убедительно сыграл Павел Чинарёв.
Стоит отметить также операторскую работу молодого Морада Абдель-Фаттаха – выпускник ВГИКа, ученик выдающегося оператора Михаила Аграновича прекрасно запечатлел арабские пейзажи, передал дух пустыни и мастерски использовал компьютерную графику, снимая взрывы.
Сборы у этого, на мой взгляд, лучшего фильма Андрея Кравчука пока не рекордные, видимо, о нём просто не знают – мощной рекламной кампании у ленты не было, однако работа режиссёра, сценариста, оператора и актёров, я уверен, достойна аншлагов. Надеюсь, его скоро покажут по телевизору. Такие фильмы очень нужны особенно сейчас, там есть кем гордиться и есть с кого брать пример.