15 июня исполнилось 60 лет давнему другу «Литературной газеты» писателю Петру ТКАЧЕНКО – автору множества произведений, в том числе «Где спит казацкая слава», «В поисках града Тмутаракани. Невостребованные размышления о русской литературе и жизни», «Слово о Мараварской роте»; составителю первого словаря кубанского диалекта за всю его историю – «Кубанский говор», а также книг «Кубанские пословицы и поговорки», «Кубанские песни. С точки зрения поэтической» и других изданий, посвящённых обычаям Кубанского края; создателю уникального авторского альманаха «Солёная подкова».
На страницах альманаха обсуждаются порой довольно тягостные темы, но игнорировать их нельзя. Чтобы рана зажила, её надо очистить и обработать, хотя это бывает и больно. Мы ещё о революции не перестали спорить, когда подступил новый вал дискуссии о реформах, коими отмечен был в России конец ХХ века.
«Как главный довод необходимости реформ, неолиберальная интеллигенция выставляла то, что на Западе не так, как у нас. Довод этот не может быть воспринят как сколь-нибудь серьёзный, ибо он исключительно западнический и представлял собой логику капризного ребёнка: купить во что бы то ни стало игрушку, не считаясь с возможностями родителей.
Повторим вслед за Пушкиным, что у нас была другая история, мы не жили их жизнью, следовательно, у нас не могло и не должно было быть всё, как на Западе, тем более после революционного погрома страны по вине той же интеллигенции, Гражданской войны, разрухи и голода, Великой Отечественной войны…
У нас было другое предназначение. И, кстати, это другое предназначение сохраняется. И оно, понятно, является уже не вполне таким, каким представлялось Пушкину.
…Исключительность же и отличие нашей нынешней ситуации от времён предшествующих состоит в том, что тот путь, считавшийся «прогрессистским», на который нас всё время сталкивали, исчерпан до конца, запаса прочности в народе, по сути, не осталось».
Где же его пополнить, этот запас, откуда черпать силу? Из народной мудрости, отвечает Пётр Ткаченко, из собственной истории. От корней своих.
«Есть в жизни народа, общества и личности такие непреходящие нравственные ценности, без которых она не может управляться, вне которых немыслимо наше бытие. Это – традиционная народная культура во всём её многообразии, и прежде всего в обрядах.
Обряды являются наиболее устойчивыми проявлениями и формами традиционной народной культуры и народного самосознания. В них в полной мере выражается вера и национальные особенности народа, его опыт и мудрость; архетипы общественного поведения человека, его воззрения на мир и на себя в этом мире. А потому обряды не есть нечто архаическое, принадлежащее лишь временам миновавшим. Это не история, как часто считают, но то, что сопровождает народ во всю его историю, а человека – всю его жизнь – от крещения до похорон».
А вот это уже бесспорно. Мы можем сколько угодно бравировать свободой от «суеверий», но это лишь до тех пор, пока наш душевный мир не подвергается серьёзным испытаниям. Вот как прижмёт – сразу становится ясно, что предки недаром изобретали, шлифовали, бережно передавали из поколения в поколение те самые обряды, помогающие пережить горе или полнее ощутить радость. Главное – не растерять эти сокровища, не забыть о них. И ради этого трудится Пётр Ткаченко.
Коллектив «ЛГ» поздравляет юбиляра и желает ему дальнейших успехов в творчестве.