Все водители делятся на два лагеря. Одни заливают бензин строго по литрам, другие — на определённую сумму. Давайте разберёмся на примере двух мотоциклистов, Васи и Пети, которые целый месяц заправлялись на одной АЗС, решив провести маленький эксперимент. Средняя цена за месяц составляла 50 рублей за литр, но каждый день стоимость скакала (иногда очень даже активно). Вася каждый день покупал ровно 1 литр, не глядя на цену. Петя же действовал иначе и ежедневно тратил строго 50 рублей, сколько бы бензина за это ни дали. Если говорить о потраченных деньгах, то здесь всё просто. Вася за 30 дней купил 30 литров по средней цене 50 рублей за литр, потратив в итоге 1500 рублей. Петя тоже тратил 50 рублей ежедневно, поэтому его общие расходы составили те же 1500 рублей. В денежном выражении получилась ничья. Но интереснее посмотреть, кто в итоге получил больше бензина. Вася всегда заливал ровно 1 литр независимо от цены — хоть 40 рублей, хоть 60 за литр. В результате за месяц он заправил 30 литров. Петя же действовал по-другому. Когда бензин дешевел, например до 40 рублей за литр, его 50 рублей позволяли купить 1,25 литра — на четверть литра больше, чем у Васи. В дорогие дни, когда цена подскакивала до 60 рублей, на те же 50 рублей он получал лишь около 0,83 литра — проигрывая Васе 0,17 литра. Здесь кроется главный секрет. Когда цена падает, Петя выигрывает больше, чем теряет при подорожании. Например, если бензин вдвое подешевеет до 25 рублей, он купит целых 2 литра, выиграв у Васи целый литр. А если цена удвоится до 100 рублей, он потеряет только пол-литра. Давайте посчитаем на конкретном примере. Представим, что половину месяца бензин стоил 40 рублей, а другую половину — 60. Средняя цена остаётся 50 рублей. Вася как всегда получил свои 30 литров. А Петя? В дешёвые дни он заправлял по 1,25 литра, набрав за 15 дней 18,75 литра. В дорогие дни — по 0,83 литра, что дало ещё 12,5 литра. В сумме у него оказалось около 31,25 литра — больше, чем у Васи! Получается, стратегия Пети оказалась выгоднее. Фиксированная сумма позволяла ему "ловить" выгоду в дешёвые дни, компенсируя потери в дорогие. Хотя в России, где цены на бензин чаще растут, чем падают, этот эффект может быть не так заметен. Но в принципе, такой подход может пригодиться и в других сферах — например, при покупке акций или товаров на распродажах.
Артем Черничкин/Freepik