Владимир Малышев
В музее-квартире И. Бродского на площади Искусств можно увидеть копию грандиозного монументального полотна, о котором, как ни странно, немногие знают. Между тем это рекордсмен в истории отечественной живописи по числу персонажей – на нём с фотографической точностью изображены 600 делегатов II конгресса Коминтерна. Возможно, из-за того, что многие из них оказались потом «врагами народа» и были расстреляны, картина и была запрещена и хранилась в запасниках столичного Государственного исторического музея…
Речь идёт о картине «Торжественное открытие II конгресса Коминтерна во дворце Урицкого в Ленинграде», написанной чуть больше века назад. Её автор – уже упомянутый Бродский. Правда, не Иосиф, а Исаак, своей славой в художественном мире, пожалуй, не уступающий своему знаменитому поэту-однофамильцу. Октябрьскую революцию живописец встретил с воодушевлением и решил, что «отобразить революционную эпоху и её великих людей – долг каждого художника». Летом 1920 года он попал на открытие II конгресса Коммунистического интернационала в Петрограде, во время заседания сделал наброски к портрету Ленина, потом показал ему свой эскиз и попросил подписать. Поначалу вождь решил, что на рисунках он не похож на себя, но люди вокруг убедили его в обратном.
«Первый раз в жизни подписываюсь под тем, с чем не согласен!» – в итоге шутливо сказал Владимир Ильич и поставил автограф.
«Мысль написать картину «II конгресс Коминтерна» появилась у меня сразу же после того, как мне посчастливилось побывать на открытии конгресса, – вспоминал он. – Зрелище было грандиозное, торжественное и очень пышное. Мне казалось, что и в картине оно должно быть интересным».
Комитет по организации конгресса поручил ему создать рабочую группу, в которую Бродский привлёк художников Л.О. Пастернака, Б.М. Кустодиева, М.В. Добужинского, С.В. Чехонина, Г.С. Верейского, Г.К. Савицкого, К.А. Вещилова и скульптора Н.А. Андреева. Они помогали ему делать наброски портретов делегатов. Конгресс проходил с 19 июля по 7 августа 1920 года, сначала в Петрограде, а затем в Москве. Бродский посещал все его заседания, создал более сотни зарисовок. Работать ему приходилось в непростых условиях: в поезде между двумя столицами, в гостиницах ранним утром и поздним вечером. Часть делегатов приехала в Россию нелегально и позировала неохотно, иногда зарисовывать их приходилось скрытно.
Работа над картиной была завершена в 1924 м. Полотно представили публике в московском Музее изящных искусств, оно сразу же приобрело широкую популярность.
Илья Репин, учитель Бродского, назвал его «Рафаэлем нашего времени» и отозвался о картине следующим образом: «Торжественное открытие II Конгресса» – картина Исаака Бродского представляет такое необыкновенное явление, что о нём можно только благоговейно молчать. Такая масса лиц (600) и движений, и все портреты, и все они действуют, начиная с главного оратора Ленина. Это колоссальный труд, и выполнение такой сложной композиции – мы знаем их – редкость».
Звучали и негативные отзывы. Например, произведение Бродского называли «хорошо раскрашенной фотографией».
Колоссальный групповой портрет
Сохранился каталог-путеводитель по картине. В нём названы имена 226 человек, это – реальные исторические лица, революционеры, ведущие деятели рабочего и коммунистического движения. К моменту завершения работы в 1924 году Бродскому пришлось убрать из картины члена президиума конгресса, руководителя компартии Германии в 1920 году Пауля Леви, который стал критиковать большевиков, вышел из состава ЦК германской компартии и был исключён из партии, и заменить его на Клару Цеткин (которая на самом деле не была делегатом конгресса). Также Бродский не изобразил на своей картине присутствовавших на конгрессе Анжелику Балабанову и Сильвию Панкхёрст (хотя сделал их портретные зарисовки), так как к 1924 году Балабанова также идейно разошлась с большевиками, а Панкхёрст критиковала Ленина ещё на самом конгрессе. При этом Бродский изобразил на картине не присутствовавшего на конгрессе Белу Куна.
Художнику удалось передать приподнятую атмосферу заседания и показать огромное количество людей, не поместив никого спиной ни к зрителю, ни к говорящему с трибуны речь Ленину. Искусствовед В.М. Бялик отмечал в картине, возможно неосознанное, утверждение имперского парадного стиля, который позднее окажется характерным для советского искусства. В плане колористики торжественным является только дворец, сами же члены конгресса представлены в виде однородной серо-коричневой массы.
Нарушил Бродский и другие «номенклатурные» каноны зарождавшегося тогда социалистического реализма. Так, Сталин изображён не рядом с Лениным, который произносит речь с трибуны в самом центре, как это было уже в те годы положено, а где-то сбоку. А грозный глава ВЧК Дзержинский вообще помещён в нижнем углу.
В Академию приняли без экзаменов
Исаак Бродский родился в январе 1884 года в селе Софиевка на территории современной Запорожской области. Любовь к творчеству у него проявилась ещё в раннем детстве: он обожал музыку и с малолетства освоил гармонь и скрипку, устраивая импровизированные концерты для своих ровесников, и мечтал о будущей славе на профессиональной сцене. Вскоре у него проявился талант к рисованию, его работы неизменно получали первые места на конкурсах. Поэтому после школы начинающий художник отправился на учёбу в художественное училище Одессы. А в 1902 году его приняли без сдачи экзаменов в Академию художеств Петербурга. Там его талант по достоинству оценил Репин.
Блестящие успехи в образовании позволили ему поехать за границу в группе с четырьмя другими яркими живописцами. Он смог увидеть Австрию, Англию, Германию, Испанию, Францию. По возвращении Бродский показал свои работы руководству Академии, и те дали возможность ему совершить ещё одну поездку в Италию за счёт средств учебного заведения. Возвращаясь из Рима, он познакомился с Максимом Горьким, с которым позднее подружился.
«Ах, как пышно он живёт!»

После революции Бродский посвятил своё творчество отражению политических событий молодого государства. На его полотнах часто появляются крупнейшие революционные деятели: Сталин, Ленин, Ворошилов, Калинин и другие. Производство их портретов он поставил на поток и штамповал их как на конвейере. По этому поводу Корней Чуковский, встречавшийся с живописцем в 1926 году, написал в дневнике: «…Я взялся писать о Репине и для этого посетил Бродского Исаака Израилевича. Хотел получить от него его воспоминания. Ах, как пышно он живёт – и как нудно! Уже в прихожей висят у него портреты и портретики Ленина, сфабрикованные им по разным ценам, а в столовой – которая и служит ему мастерской – некуда деваться от «расстрела коммунистов в Баку». И самое ужасное, что таких картин у него несколько дюжин. Тут же на мольбертах холсты, и какие-то мазилки быстро и ловко делают копии с этой картины, а Бродский чуть-чуть поправляет эти копии и ставит на них свою фамилию. Ему заказано 60 одинаковых «расстрелов» в клубы, сельсоветы и т. д., и он пишет эти картины чужими руками, ставит на них своё имя и живёт припеваючи. Все «расстрелы» в чёрных рамках. При мне один из копировальщиков получил у него 20 червонцев за пять «расстрелов». Просил 25 червонцев.
Сам Бродский очень мил… чтобы покупать картины (у него отличная коллекция Врубеля, Малявина, Юрия Репина и пр.), чтобы жить безбедно и пышно, приходится делать «расстрелы» и фабриковать Ленина, Ленина, Ленина. Здесь опять-таки мещанин, защищая своё право на мещанскую жизнь, прикрывается чуждой ему психологией… И я вспомнил того стройного изящного молодого художника, у которого тоже когда-то была своя неподражаемая музыка – в портретах, в декоративных панно. Его талант ушёл от него вместе с тонкой талией, бледным цветом лица».
Бродский у властей в фаворе. Он начинает преподавать во Всероссийской академии художеств, вскоре ему предлагают место директора этого учебного заведения. Умер живописец достаточно молодым – в 55 лет. Причина смерти, как лаконично отмечают его биографы, нигде не раскрывается…