Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 08 октября 2025 г.
  4. № 40 (7004) (08.10.2025)
Невский проспект Спецпроект

Запретная картина

Необыкновенное произведение, о котором «можно только благоговейно молчать»

08 октября 2025
Исаак Бродский. «Торжественное открытие II конгресса Коминтерна во дворце Урицкого в Ленинграде»

Владимир Малышев

В музее-квартире И. Бродского на площади Искусств можно увидеть копию грандиозного монументального полотна, о котором, как ни странно, немногие знают. Между тем это рекордсмен в истории отечественной живописи по числу персонажей – на нём с фотографической точностью изображены 600 делегатов II конгресса Коминтерна. Возможно, из-за того, что многие из них оказались потом «врагами народа» и были расстреляны, картина и была запрещена и хранилась в запасниках столичного Государственного исторического музея…

Речь идёт о картине «Торжественное открытие II конгресса Коминтерна во дворце Урицкого в Ленинграде», написанной чуть больше века назад. Её автор – уже упомянутый Бродский. Правда, не Иосиф, а Исаак, своей славой в художественном мире, пожалуй, не уступающий своему знаменитому поэту-однофамильцу. Октябрьскую революцию живописец встретил с воодушевлением и решил, что «отобразить революционную эпоху и её великих людей – долг каждого художника». Летом 1920 года он попал на открытие II конгресса Коммунистического интернационала в Петрограде, во время заседания сделал наброски к портрету Ленина, потом показал ему свой эскиз и попросил подписать. Поначалу вождь решил, что на рисунках он не похож на себя, но люди вокруг убедили его в обратном.

«Первый раз в жизни подписываюсь под тем, с чем не согласен!» – в итоге шутливо сказал Владимир Ильич и поставил автограф.

«Мысль написать картину «II конгресс Коминтерна» появилась у меня сразу же после того, как мне посчастливилось побывать на открытии конгресса, – вспоминал он. – Зрелище было грандиозное, торжественное и очень пышное. Мне казалось, что и в картине оно должно быть интересным».

Комитет по организации конгресса поручил ему создать рабочую группу, в которую Бродский привлёк художников Л.О. Пастернака, Б.М. Кустодиева, М.В. Добужинского, С.В. Чехонина, Г.С. Верейского, Г.К. Савицкого, К.А. Вещилова и скульптора Н.А. Андреева. Они помогали ему делать наброски портретов делегатов. Конгресс проходил с 19 июля по 7 августа 1920 года, сначала в Петрограде, а затем в Москве. Бродский посещал все его заседания, создал более сотни зарисовок. Работать ему приходилось в непростых условиях: в поезде между двумя столицами, в гостиницах ранним утром и поздним вечером. Часть делегатов приехала в Россию нелегально и позировала неохотно, иногда зарисовывать их приходилось скрытно.

Работа над картиной была завершена в 1924 м. Полотно представили публике в московском Музее изящных искусств, оно сразу же приобрело широкую популярность.

Илья Репин, учитель Бродского, назвал его «Рафаэлем нашего времени» и отозвался о картине следующим образом: «Торжественное открытие II Конгресса» – картина Исаака Бродского представляет такое необыкновенное явление, что о нём можно только благоговейно молчать. Такая масса лиц (600) и движений, и все портреты, и все они действуют, начиная с главного оратора Ленина. Это колоссальный труд, и выполнение такой сложной композиции – мы знаем их – редкость».

Звучали и негативные отзывы. Например, произведение Бродского называли «хорошо раскрашенной фотографией».

Колоссальный групповой портрет

Сохранился каталог-путеводитель по картине. В нём названы имена 226 человек, это – реальные исторические лица, революционеры, ведущие деятели рабочего и коммунистического движения. К моменту завершения работы в 1924 году Бродскому пришлось убрать из картины члена президиума конгресса, руководителя компартии Германии в 1920 году Пауля Леви, который стал критиковать большевиков, вышел из состава ЦК германской компартии и был исключён из партии, и заменить его на Клару Цеткин (которая на самом деле не была делегатом конгресса). Также Бродский не изобразил на своей картине присутствовавших на конгрессе Анжелику Балабанову и Сильвию Панкхёрст (хотя сделал их портретные зарисовки), так как к 1924 году Балабанова также идейно разошлась с большевиками, а Панкхёрст критиковала Ленина ещё на самом конгрессе. При этом Бродский изобразил на картине не присутствовавшего на конгрессе Белу Куна.

Художнику удалось передать приподнятую атмосферу заседания и показать огромное количество людей, не поместив никого спиной ни к зрителю, ни к говорящему с трибуны речь Ленину. Искусствовед В.М. Бялик отмечал в картине, возможно неосознанное, утверждение имперского парадного стиля, который позднее окажется характерным для советского искусства. В плане колористики торжественным является только дворец, сами же члены конгресса представлены в виде однородной серо-коричневой массы.

Нарушил Бродский и другие «номенклатурные» каноны зарождавшегося тогда социалистического реализма. Так, Сталин изображён не рядом с Лениным, который произносит речь с трибуны в самом центре, как это было уже в те годы положено, а где-то сбоку. А грозный глава ВЧК Дзержинский вообще помещён в нижнем углу.

В Академию приняли без экзаменов

Исаак Бродский родился в январе 1884 года в селе Софиевка на территории современной Запорожской области. Любовь к творчеству у него проявилась ещё в раннем детстве: он обожал музыку и с малолетства освоил гармонь и скрипку, устраивая импровизированные концерты для своих ровесников, и мечтал о будущей славе на профессиональной сцене. Вскоре у него проявился талант к рисованию, его работы неизменно получали первые места на конкурсах. Поэтому после школы начинающий художник отправился на учёбу в художественное училище Одессы. А в 1902 году его приняли без сдачи экзаменов в Академию художеств Петербурга. Там его талант по достоинству оценил Репин.

Блестящие успехи в образовании позволили ему поехать за границу в группе с четырьмя другими яркими живописцами. Он смог увидеть Австрию, Англию, Германию, Испанию, Францию. По возвращении Бродский показал свои работы руководству Академии, и те дали возможность ему совершить ещё одну поездку в Италию за счёт средств учебного заведения. Возвращаясь из Рима, он познакомился с Максимом Горьким, с которым позднее подружился.

«Ах, как пышно он живёт!»

А. Лактионов. Портрет И. Бродского

После революции Бродский посвятил своё творчество отражению политических событий молодого государства. На его полотнах часто появляются крупнейшие революционные деятели: Сталин, Ленин, Ворошилов, Калинин и другие. Производство их портретов он поставил на поток и штамповал их как на конвейере. По этому поводу Корней Чуковский, встречавшийся с живописцем в 1926 году, написал в дневнике: «…Я взялся писать о Репине и для этого посетил Бродского Исаака Израилевича. Хотел получить от него его воспоминания. Ах, как пышно он живёт – и как нудно! Уже в прихожей висят у него портреты и портретики Ленина, сфабрикованные им по разным ценам, а в столовой – которая и служит ему мастерской – некуда деваться от «расстрела коммунистов в Баку». И самое ужасное, что таких картин у него несколько дюжин. Тут же на мольбертах холсты, и какие-то мазилки быстро и ловко делают копии с этой картины, а Бродский чуть-чуть поправляет эти копии и ставит на них свою фамилию. Ему заказано 60 одинаковых «расстрелов» в клубы, сельсоветы и т. д., и он пишет эти картины чужими руками, ставит на них своё имя и живёт припеваючи. Все «расстрелы» в чёрных рамках. При мне один из копировальщиков получил у него 20 червонцев за пять «расстрелов». Просил 25 червонцев.

Сам Бродский очень мил… чтобы покупать картины (у него отличная коллекция Врубеля, Малявина, Юрия Репина и пр.), чтобы жить безбедно и пышно, приходится делать «расстрелы» и фабриковать Ленина, Ленина, Ленина. Здесь опять-таки мещанин, защищая своё право на мещанскую жизнь, прикрывается чуждой ему психологией… И я вспомнил того стройного изящного молодого художника, у которого тоже когда-то была своя неподражаемая музыка – в портретах, в декоративных панно. Его талант ушёл от него вместе с тонкой талией, бледным цветом лица».

Бродский у властей в фаворе. Он начинает преподавать во Всероссийской академии художеств, вскоре ему предлагают место директора этого учебного заведения. Умер живописец достаточно молодым – в 55 лет. Причина смерти, как лаконично отмечают его биографы, нигде не раскрывается…


Тэги: Эпоха и лица
Обсудить в группе Telegram

Владимир Малышев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • А я ищу под видимостью душу…

    08.10.2025
  • Другой

    08.10.2025
  • Мой Товстоногов

    08.10.2025
  • Формула Сократа

    03.10.2025
  • Кирилла Лаврова увековечат в камне

    01.10.2025
  • Думать – это не развлечение

  • Рубенс нашей музыки

  • Капитан Игнатов

  • Исповедовался людям

  • Чадо питерских инженеров

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Премьера Книга Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии Классики Очевидец Эпоха и лица Рассказ
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS